«Без кодов эти технологии превращаются в груду металла». Глава «Силовых машин» уволен после скандала с турбинами
Как будет развиваться ситуация с турбинами Siemens в Крыму? По словам политолога Павла Салина, Россия безнадежно отстала в этой сфере, и без западных специалистов не обойтись
Читать на полной версииОбновлено 13:00
Совет директоров «Силовых машин» досрочно прекратил полномочия гендиректора Романа Филиппова и расторг с ним трудовой договор. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе предприятия.
Заседание прошло 19 июля. В повестке дня было два вопроса: о прекращения полномочий гендиректора и о назначении нового. Новым главой компании стал стал Юрий Петреня.
На минувшей неделе СМИ сообщали, что Филиппов был задержан в Санкт-Петербурге по подозрению в покушении на разглашение гостайны, обвинение ему не предъявили. После допроса Филлипова отпустили под подписку о невыезде. Потом появилась информация, согласно которой его уголовное дело могут переквалифицировать со статьи «разглашение гостайны» на «халатность». Официального подтверждения этих сообщений не было.
Задержание и допрос Филиппова якобы не были связаны со скандалом с турбинами, которые выпущены совместным предприятием Siemens и «Силовых машин» и, предположительно, поставлены в Крым в обход санкций ЕС. Как будет дальше развиваться история с турбинами? С чем связана отставка Филиппова? Business FM обсудила это с директором центра политологических исследований Финансового университета Павлом Салиным. С ним беседовала Диана Лесничая.
— В первую очередь, это связано с турбинами, как и все проблемы, которые происходят вокруг «Силовых машин». Недавно компании понизили рейтинг, в частности, Moody’s. Там объяснялось, что мало контрактов в прошлом году набрала компания. Но ясно, что это было связано со скандалом. Здесь то же самое и понятно, что российская сторона в достаточно неприятной ситуации, потому что скандал вышел уже на политический уровень. Необходимо найти того, кто якобы знал об этой схеме, которая стала известна на Западе, и кого необходимо сделать ответственным за эту схему. Продемонстрировать, что более высокие круги были не в курсе.
— А в чем смысл? Ну, принесут, Филиппова, скажем так, в жертву. Разве отзовет Siemens после этого из суда свой иск? Перестанет препятствовать монтажу турбин? Или это просто для внутреннего применения?
— Нет, это не для внутреннего применения. Это для внешнего применения, но необходимо что-то делать, а сейчас на кону же не просто ситуация с турбинами в Крыму, и даже не вопрос участия Siemens в других российских проектах. На кону сейчас вопрос о жизнеспособности тех схем получения западных технологий в обход санкционных ограничений, которые налаживались в последние три года. На Западе прекрасно все понимают, но что-то делать все-таки необходимо. Необходимо указать на ответственного. Господин Филиппов здесь самая подходящая фигура.
— А что за уголовное дело, в рамках которого его якобы допрашивали? Носителем какой гостайны он вообще может быть?
— Судя по тому, что там быстро обвинение переквалифицировали, было принято решение, что все-таки необходимо наказывать господина Филиппова по другим каким-то каналам, потому что, если бы ему действительно, вменили в вину разглашение гостайны, тут же скандал с Siemens. Но возникает вопрос: а что, у нас эта вся ситуация являлась гостайной? К этому имеет отношение государство?
— То есть все-таки, скорее, халатность, на которую потом переквалифицировали?
— Ну, наверное. Здесь необходимо иметь доступ к материалам уголовного дела. Я не адвокат господина Филиппова, поэтому не могу здесь точно что-то говорить.
— Возвращаясь к турбинам: Reuters сегодня сообщило о том, что российские специалисты не смогут их смонтировать и запустить в эксплуатацию без помощи Siemens. Вот что делать в такой ситуации вообще с турбинами?
— В такой ситуации сейчас все, наверное, попытаются собрать какую-то команду специалистов, привлечь западных. Наверное, неофициально, за хорошие деньги, потому что вложены колоссальные средства. Без кодов эти технологии превращаются в груду металла, поэтому будут искать специалистов в том числе и на Западе. Вопрос в том, что с учетом широкого резонанса, скандала, удастся ли найти этих специалистов? Даже неформально, даже за очень хорошие деньги. Или не удастся, или удастся собрать команду российских специалистов. Там называется команда «Технопромэкспорта» и прочее… Но отставание страны приобрело уже в этой сфере критические масштабы, поэтому будут искать, прежде всего, на Западе. Но повторюсь, сейчас на кону вопрос не о стоимости даже этих турбин, и вообще даже не об участии компании Siemens в этом и других проектах. Вопрос вообще о схеме отношений российского бизнеса с Западом и схеме получения технологий с Запада, в которых Россия критически нуждается.
Источник Reuters, близкий к крымскому проекту, сообщил агентству, что в Крыму уже идет поиск сотрудников с опытом участия в запуске турбин Siemens. Один из специалистов сказал, что в России уже были запущены 18 турбин того же типа, так что существует определенное число людей, хотя бы наблюдавших этот процесс. Сможет ли страна без помощи Siemens не только смонтировать эти турбины, но еще и ввести их в эксплуатацию?
Булат Нигматуллин директор Института проблем энергетики «Если эти коды немцы до конца нам не дали, не дали до конца в автоматике программные продукты, то есть не пользовательские возможности, а еще и внутренние, тогда нам придется делать самостоятельно. Умельцы есть, чтобы строить».
Вот что думает об этом ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности «У Siemens есть специфические технологии, которые необходимы не только для изготовления турбин, но и для их наладки и запуска в работу, и дальнейшего обслуживания. Но вместе с тем надо понимать, что это не какая-то технология, сравнимая с кораблем, идущим на Марс. Все-таки в перспективе эти технологии Россией будут освоены, но, возможно, это будет связано с тем, что запуск придется перенести с 2018 года, может быть, на 2019 год. Плюс в современном мире, так или иначе, специалисты по тем или иным техническим вещам по миру циркулируют, поэтому даже если напрямую невозможно работать со специалистами, которые были сертифицированы в Siemens для России, можно с этими специалистами работать после того, как они, скажем, зарегистрируются в некой другой юрисдикции. Учитывая, что Siemens работает во многих странах мира, в конечном счете эта проблема решена будет. Я вообще в целом уверен, что вся эта история так или иначе была, ну, если не с ведома Siemens, то, по крайней мере, Siemens подразумевал, что на каком-то этапе, если он поставляет свое оборудование в Россию или поставляет свои технологии в Россию и в России производится оборудование при участии Siemens, то рано или поздно оборудование попадет,в том числе, в Крым. Поэтому, конечно, я думаю, Siemens, на самом деле, сквозь пальцы смотрел на эти самые риски и, конечно, в этом случае нельзя исключать, что так или иначе поможет в итоге России это дело запустить. Возможно, это будет неофициально, потребует времени. Возможно, будут какие-то посредники. Siemens, скажем, направит какого-то специалиста в одну страну, и из этой страны уже человек приедет в Россию, а по документам уже будет сотрудник какой-то другой компании. Вот и все».
Ранее СМИ Германии сообщали, что руководство Siemens рассматривает возможность выйти из российских проектов из-за скандала с турбинами. В самом концерне это не подтверждали.