Можно ли решить проблемы на дорогах ужесточением контроля? Комментарий Георгия Бовта
Число ДТП по сравнению с прошлым годом значительно увеличилось, сообщил Владимир Путин. Он поручил Минтрансу и МВД озвучить предложения, как можно изменить ситуацию на дорогах
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства заявил о значительном росте числа ДТП по сравнению с прошлым годом. В частности, он сказал: «Мы в 2011 году отменили лицензирование некоторых видов автомобильных перевозок, включая автобусные, и с этого времени неуклонно растет количество ДТП с участием автобусов. У нас за первую половину этого года рост значительный по сравнению даже с прошлым». После чего глава страны поручил Минтрансу и МВД оценить эту ситуацию и озвучить предложения, как ее можно изменить. Можно ли быстро исправить ситуацию роста аварийности при автобусных перевозках? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Минтранс оценивал ситуацию после замечаний президента недолго и моментально внес законопроект, возвращающий лицензирование пассажирских перевозок численностью свыше восьми человек. Обосновывая такую меру, министр Максим Соколов заметил, что после 2015 года, когда был принят федеральный закон об организации перевозок пассажиров, число погибших по вине водителей автобусов на регулярных маршрутах сократилось на 13%, однако рост ДТП на нерегулярных перевозках составил 63%. Речь о лицах, которые занимаются перевозками без образования юрлица, в частном порядке.
С этого места можно начать более комплексный анализ проблемы. Она не сводится только к лицензированию. Важно учитывать общую экономическую ситуацию в стране. Кстати, в этом же году на те же 13% произошел общий рост аварийности с участием автобусов и водителей, имеющих лицензию перевозчиков. При том что в целом аварийность на дорогах уменьшается в последнее время. Просто «автобусный сегмент» — один из самых неблагополучных.
А история о том, что автобусные перевозчики уходят в тень, — это не столько о лицензировании, сколько о проблемах малого бизнеса, чурающегося этого самого «юридического лица» во избежание растущих налогов, поборов и административного гнета. Если задать в интернете поиск по словам «ДТП с участием автобусов», то можно увидеть практически из всех регионов однотипные новости. Происходит рост ДТП не только на нерегулярных перевозках, но и с участием общественного транспорта, включая маршрутки. Притом что повсеместно из-за бюджетных проблем сокращают троллейбусы и трамваи. Они не выживают в условиях роста тарифов на электроэнергию, уступая автобусам и маршруткам. А еще тот же Минтранс уже в прошлом году отказал регионам в дотациях на обновление муниципального транспорта. Денег нет. Общественный транспорт почти везде дотационный. И на фоне известных проблем с региональными бюджетами ассигнования на него урезают. Так называемые официальные перевозчики встречают все более жесткую конкуренцию со стороны нелегалов в условиях падения доходов населения. Они вынуждены экономить как на ремонте техники, так и на водителях. «Усталость водителя» — одна из наиболее часто встречающихся причин автобусных аварий. Такой водитель, часто гастарбайтер, нанятый подешевле, вынужден гнать и нарушать ПДД, чтобы вписаться в жесткий график работы. К тому же при подборе таких кадров работодателям уже не до конкурса, не говоря уже о проверке уровня IQ.
Еще в 2012 году была принята программа борьбы с аварийностью на дорогах стоимостью 33 млрд рублей. Она принесла свои плоды — общая аварийность пошла на спад. Начиная с 2015 года, когда, кстати, тоже проводили совещание с участием президента по вопросам безопасности автобусных перевозок, требования к перевозчикам неуклонно ужесточались. Так теперь, чтобы перевозить группами детей, нужно пройти такие круги бюрократического ада, что подобные официальные перевозки резко сократились. Или же детей стали возить общественным транспортом, где аварийность как раз растет.
Кстати, о детях. За первый квартал текущего года резко — аж на 38% — выросла смертность в ДТП детей-пассажиров, и почти столь же резко пошла на спад смертность в ДТП детей-пешеходов. Причины второго явления — в активной образовательной работе в школах, а также повсеместном безопасном обустройстве инфраструктуры, прилегающей к учебным заведениям. А вот причины увеличения смертности детей-пассажиров видят, в частности, в том, что раньше детские кресла стоили 3-5 тысяч рублей, а сейчас — 10-15 тысяч. Это сравнимо с месячной зарплатой в регионах. К тому же, опасаясь роста недовольства людей, правительство само пошло на послабления, разрешив перевозку детей на заднем сидении, в том числе и без кресел. Можно, конечно, и тут опять пойти на ужесточение. Но не все проблемы на дорогах, как и в экономике в целом, лечатся лишь ужесточением и лицензированием.