Крах небывалого масштаба и крупнейший страховой случай. Почему все-таки рухнул банк «Югра»? Вкладчики кредитной организации, в которую ЦБ ввел временную администрацию, могут получить до 170 млрд рублей компенсации. Правда, в Агентстве по страхованию вкладов осталось только 163 млрд, но АСВ сообщило, что при необходимости попросит у ЦБ новый кредит. Тем временем, депутаты попросили силовиков проверить ЦБ и АСВ после краха банка, входившего в Топ-30.

То, чем занимались акционеры банка «Югра», можно объяснить на простом примере. Представьте, что вы решили купить квартиру. Вы ходите по друзьям и занимаете у них под хороший процент деньги, на них покупаете себе недвижимость, а когда приходит время отдавать долги, отсылаете кредиторов в Центробанк. В итоге у вас есть недвижимость, а друзья получили назад свои деньги с процентами. Государство потеряло, но оно у нас богатое. В конце концов, напечатает еще. Правда, это может подстегнуть инфляцию, но кого волнуют такие мелочи? Примерно так и вели бизнес основные владельцы «Югры» Юрий и Алексей Хотины — отец и сын.

Этот банк был типичным «пылесосом» — активно привлекал деньги вкладчиков. На эти средства бизнесмены, как сообщили в ЦБ, финансировали собственные проекты. Возможно, что как раз вкладчики банка помогли им купить гостиницу «Москва» и другую недвижимость. По подсчетам Forbes, только в 2016 году предприниматели заработали на аренде около 300 млн долларов. Банковский же бизнес последние годы успешно шел ко дну.

Сергей Стороженко гендиректор компании «Стороженко и партнеры» «У банкиров уже настолько ситуация бывает запущенная — она идет уже, как снежный ком, и ее уже нельзя остановить с какого-то момента. Дыра копится, она копится годами, и закрыть ее своими силами — суммы такие, что просто неподъемно обычным банкирам это сделать, без какой-то господдержки. Если кому-то удается договариваться, либо какие-то политические причины есть в том, чтобы банк жил, как с «Пересветом», то это будет. Если нет, то нет».

В «Югре» лежали 180 млрд рублей вкладов населения и юрлиц. 170 млрд попадают под страховую программу АСВ. У агентства денег не хватает, и оно, вероятно, возьмет средства у ЦБ, но сначала надо понять размер дыры в банке. Аналитики уже предположили, что кассовый разрыв превысит 100 млрд, а дальше ребром встанет главный вопрос: кто компенсирует? В банке сразу же сообщили, что его владелец Алексей Хотин будет поддерживать организацию до полного финансового оздоровления. В ЦБ рассказали, что в момент, когда вводили временную администрацию, бизнесмен был в банке. На этом скудные сведения о местонахождении и действии бенефициаров прекратили поступать. Глава регулятора Эльвира Набиуллина в эксклюзивном интервью Business FM заявила, что до окончания проверки выводы делать рано, и объяснила, почему регулятор не всегда успевает принять меры.

Эльвира Набиуллина председатель Центрального банка РФ «Временная администрация работает, поэтому я не могу пока говорить о размере проблемы, размере возможной дыры. Мы действительно стараемся как можно раньше предупреждать проблемы. Но здесь важно отметить еще один момент, почему мы не всегда можем принять вовремя решение, даже если понимаем, что в банке что-то не так. Мы должны собрать формальные доказательства. Мы потом идем со своими решениями в суд, у нас должны быть формальные доказательства. А банки достаточно часто переворачивают активы, и мы снова ищем и ищем эти доказательства».

Сообщения о том, что банк испытывает проблемы, появились еще год назад. Регулятор ограничил банку прием средств населения. Но тот пошел другим путем: вкладчики получали в подарок акции банка, то есть становились миноритариями. Так и обходили запрет. При этом, как писали «Известия», объем забалансовых вкладов в «Югре» может составить 75 млрд рублей, и такие клиенты, возможно, просто потеряли свои деньги. На этом фоне удивляет еще одно сообщение ЦБ. Регулятор, оказывается, не наблюдал за «Югрой» на предмет сомнительных операций.

Для полноты картины стоит вспомнить, как о бизнесе Хотиных год назад писали «Ведомости». Якобы Алексей Хотин никогда не скрывал, что пользуется поддержкой силовиков и водит дружбу с бывшим главой МВД Борисом Грызловым, и всегда вел себя как человек, который ничего не боится, рассказывали источники. Forbes уже после краха «Югры» выяснил, что одним из клиентов банка была фирма дочери замглавы ФСБ. Компания, в частности, получила неизвестного объема кредит под залог швейных машинок. Наверное, это была поддержка малого бизнеса — дело государственной важности.