«Войну назовут войной». Верховная Рада рассмотрит законопроект о реинтеграции Донбасса
Документ предполагает возможность введения в регионе военного положения, использования ВСУ для «отпора вооруженной агрессии». Стоит ли ждать начала полномасштабных военных действий?
Читать на полной версииУкраинские СМИ опубликовали законопроект о реинтеграции Донбасса. Как указывается в документе, целями реинтеграции являются «освобождение территорий и восстановление конституционного строя», а также защита прав и свобод людей, «пострадавших от российской агрессии».
Законопроект предполагает возможность введения в Донбассе военного положения по распоряжению президента Украины Петра Порошенко. В частности, он сможет принимать решение об использовании ВСУ и «других военных формирований» в ДНР и ЛНР для «сдерживания и отпора вооруженной агрессии». Стоит ли ждать начала полномасштабных военных действий на Донбассе, если закон примут?
Неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей в документе называются «временно оккупированными Россией». Как отмечает «Громадське ТВ», на сайте которого опубликован документ, это первая попытка украинских властей закрепить такую формулировку на законодательном уровне. Хотя буквально на днях замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука заявил, что у властей страны нет юридических доказательств присутствия российских войск в Донбассе. Для чего вся эта юридическая эквилибристика?
Замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев заявил украинскому бюро «Радио Свобода», что ключевая миссия законопроекта — показать стратегию президента на восстановление и реинтеграцию неподконтрольных территорий на Украине политико-дипломатическим путем, а в его основу положено выполнение минских договоренностей.
Но первым пунктом минских договоренностей стоит прекращение огня и отвод всех тяжелых вооружений. Как это коррелирует с тем, что Порошенко в обход парламента сможет принимать решения об использовании ВСУ, и с тем, что в документе Россия фигурирует как агрессор?
Богдан Безпалько замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ «В Минских соглашениях Россия никак не указывается в качестве оккупанта или агрессора. Она вообще не выступает в качестве стороны конфликта. Поэтому этот документ — это некий политический оксюморон. Весьма интересно, что власти Украины заявили о том, что будут согласовывать законопроект с ключевыми партнерами, среди которых Германия, Франция и США. Но Германия и Франция — это понятно, это участники Минского процесса и нормандской четверки. Но при чем здесь США? В данной ситуации совершенно очевидно, что украинские политики таким образом декларируют свою бессубъектность. Они направляют свои законы на утверждение тем странам, которых считают в качестве основных держателей власти и направляющих всей украинской политики, в том числе внутренней».
Консультироваться с Западом Киев намерен до осени. По итогам этих консультаций законопроект будет внесен в парламент. Остается вопрос: поддержат ли документ в его нынешнем виде в Вашингтоне? В этом далеко не все уверены даже на Украине.