Соглашение о перемирии на юго-западе Сирии стало первым шагом к более комплексной договоренности о прекращении огня в стране. Об этом сообщил в пятницу в Вашингтоне представитель Госдепартамента в беседе с журналистами, передает ТАСС.

«Это (соглашение о перемирии) важный шаг, но это первый шаг, как мы это себе представляем, более комплексной и надежной договоренности о прекращении огня и деэскалации (конфликта) в юго-западной части (Сирии). Это, безусловно, более комплексный (подход), чем предыдущие попытки (установления перемирия в Сирии», — отметил представитель госдепа.

Представитель внешнеполитического ведомства также указал, что США обсуждали с Россией и Иорданией соглашение о перемирии на юго-западе Сирии в течение последних нескольких месяцев. «Соглашение о прекращении огня стало частью наших продолжающихся переговоров с Россией и Иорданией, которые мы вели в течение последних нескольких недель и месяцев, о сокращении насилия на юге Сирии», — пояснил он, подчеркнув, что само соглашение было достигнуто в пятницу в Аммане.

По мнению дипломата, «уровень насилия на юге Сирии неуклонно растет с февраля» этого года. В связи с этим Россия, США и Иордания «начали разрабатывать инициативу по прекращению насилия», отметил он. Представитель Госдепартамента считает, что стороны соглашения проведут «не месяцы, но, как ожидается, еще многие недели, обсуждая многоэтапный процесс» режима прекращения огня.

«В основе понимания (соглашения), очевидно, лежит тот факт, что каждая из сторон (соглашения — США, Россия, Иордания) будет использовать свое влияние на соответствующие стороны (конфликта в Сирии) «на земле», — отметил представитель Госдепартамента, отвечая на вопрос о том, будет ли Асад соблюдать условия перемирия.

«Мы, по сути, зависим от внешних сторон, имеющих влияние (на стороны конфликта), чтобы гарантировать соблюдение (режима прекращения огня) теми, на кого они имеют влияние. Очевидно, что в случае с Россией речь идет главным образом о силах режима (Асада), в случае с США, Иорданией — это силы оппозиции. Но на местах есть деструктивные силы. Есть режим, который, как мы надеемся, под давлением России будет соблюдать (перемирие)», — заявил дипломат, указав также и на террористов, которые «могут быть заинтересованы в срыве режима прекращения огня».

По его словам, Россия «явно выразила заинтересованность» в урегулировании сирийского конфликта. «Они выразили готовность и способность выполнить свою часть обязательств, то есть, конечно же, использовать свое влияние главным образом на режим (Асада)», — указал представитель Госдепартамента. Он подчеркнул, что запрещенная в России террористическая группировка «Джебхат ан-Нусра» «не является стороной перемирия» и на нее никто не может повлиять. Дипломат указал, что Вашингтон считает, что в ближайшее время ее отряды на юго-западе будут уничтожены.

Во внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что США не имеют связей с Ираном, чьи силы, по мнению Вашингтона, находятся на территории Сирии. «Мы не контактируем на местах с их марионеточными силами, такими как «Хезболлах». Что касается Ирана и иранских марионеточных сил, которые борются от имени режима (Асада), то мы надеемся, что Россия использует свое влияние, чтобы обеспечить (с их стороны) соблюдение режима прекращения огня», — пояснил представитель Госдепартамента.

По его словам, промежуточная цель перемирия состоит в том, чтобы США, Россия и Иордания «использовали свое влияние на все стороны конфликта, чтобы остановить борьбу и, по существу, заморозить конфликт», добавил он.

«Идея прекращения огня и замораживания конфликта (состоит в том, что) ни одна из сторон не использует его для получения выгоды. Идея заключается в том, чтобы заморозить позиции, заморозить силы, прекратить насилие и создать пространство для... политических дискуссий, которые приведут к урегулированию конфликта», — заключил представитель Госдепартамента.

«С самого начала наших переговоров с Россией и Иорданией несколько месяцев назад мы приняли сознательное решение сосредоточиться на одной области конфликта (в Сирии). И ею стала юго-западная (область) по разным причинам, например, она показалась (нам) более управляемой частью крайне перегруженной зоны ведения боевых действий в Сирии», — отметил он.

По словам представителя американского внешнеполитического ведомства, «на прошлой неделе США, Россия и Иордания пришли к договоренности по карте разграничения (сторон) конфликта на юго-западе» Сирии. «По существу, это линия соприкосновения между силами режима (президента Сирии Башара Асада) и оппозиционными силами», — пояснил дипломат, подчеркнув, что «после согласования этой карты причины, по которым продолжается насилие, должны исчезнуть».

«Поэтому бессмысленно продолжать насилие, потому что оно приведет лишь к смерти и разрушениям, но никаких выигрышей, никаких очевидных выгод не принесет ни одной из сторон», — пояснил представитель внешнеполитического ведомства, указав на необходимость «как можно скорее попытаться установить механизмы, которые могут гарантировать устойчивость» соглашения о перемирии.

Кроме того, в Госдепартаменте отметили, что данное соглашение не устраняет возможности введения аналогичного режима прекращения огня «в других частях Сирии в ближайшие недели и месяцы». «Это положительный сигнал о способностях Соединенных Штатов и России работать в позитивном ключе над чем-то практическим, где у нас действительно в некоторой степени есть совпадающие взгляды на ход событий», — пояснили в Госдепартаменте.

Дипломат указал, что США, Россия и Иордания «начинают с довольно скромных целей — заострения внимания» на юго-западной части Сирии с целью прекратить насилие. Он подчеркнул, что продолжающиеся переговоры «готовят почву для более благоприятных условий... для продуктивного политического процесса, который может привести к более существенному и постоянному урегулированию (сирийского) конфликта».

В то же время представитель внешнеполитического ведомства США заявил, что Вашингтон продолжит обсуждать вопросы наблюдения за перемирием на юго-западе Сирии, в том числе и возможное развертывание групп наблюдателей.

«Мы считаем, что в будущем нам придется предпринять серию дополнительных шагов, которые укрепят режим прекращение огня, и эти шаги будут включать в себя возможное развертывание сил мониторинга в этом районе, — отметил он. — Мы близки к пониманию этого».

Представитель Госдепартамента подчеркнул, что не собирается приводить подробности размещения мониторинговой группы в Сирии, так как эта тема еще находится на стадии обсуждения. «Мы ожидаем продолжения обсуждения этой темы со всеми сторонами, Россией и Иорданией, в течение нескольких недель до того, как будут достигнуты более детальные договоренности», — указал дипломат.

Он заявил, что «одной из важных причин» неудач предыдущих попыток прекращения огня в Сирии было «отсутствие заслуживающей доверия мониторинговой группы». Отвечая на вопросы журналистов, дипломат отметил, что «договоренности по ведению наблюдения (за перемирием в Сирии) — чрезвычайно сложный вопрос».

Во внешнеполитическом ведомстве также подчеркнули, что данное соглашение не связано с диалогом в Астане, во время которого Россия, Иран и Турция договорились о создании четырех зон деэскалации на территории Сирии. Дипломат напомнил, что США являются наблюдателем на встречах в Астане.

Россия и США договорились о создании на юго-западе Сирии (в трех ее самых южных районах) с 12:00 9 июля по дамасскому времени зоны деэскалации. Об этом в пятницу сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в Гамбурге «на полях» саммита G20.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон высказал предположение, что в перспективе сотрудничество Вашингтона и Москвы может быть распространено и на другие районы Сирии. По его словам, достигнутая договоренность указывает на то, что США и РФ «в состоянии работать совместно в Сирии».