«Лечение головной боли гильотиной». Михаил Швыдкой об аресте Алексея Малобродского
Никто не имеет права вмешиваться в ход следствия, но речь идет не об убийце. Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, как и другие деятели культуры, просит о справедливости и объективности расследования
Читать на полной версииГильдия театральных менеджеров в понедельник выступила в защиту бывшего генпродюсера «Седьмой студии» и экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. Руководители театров обратились в Пресненский суд с просьбой отменить его арест, поскольку эта мера является необоснованной, не учитывающей конкретные обстоятельства дела. Гильдия попросила суд избрать для него иную меру пресечения. В обращении говорится, что гильдия готова поручиться, что Малобродский будет исправно являться по вызовам следственных и судебных органов и не намерен «препятствовать производству по уголовному делу». Обоснована ли избранная мера пресечения? Об этом размышляет Михаил Швыдкой.
Мера пресечения, выбранная Пресненским судом для бывшего директора «Гоголь-центра» и генерального продюсера «Седьмой студии», не без оснований вызвала протесты театральной общественности. Арест одного из уважаемых членов профессионального сообщества показался излишне жесткой мерой не только импульсивной молодежи, но и зрелым мастерам, в том числе и лидеру Союза театральных деятелей России Александру Калягину, который всегда действует в рамках системных отношений с властью. Неслучайно в своем письме в судебное ведомство он привел то место из обращения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию России, в котором глава государства рекомендует воздерживаться от крайних мер при расследовании экономических преступлений.
Казалось, что с этими рекомендациями президента страны нельзя не согласиться. Однако, похоже, в случае с Алексеем Малобродским все вышло «как всегда». Разумеется, никто не имеет права вмешиваться в ход следствия, но ведь речь идет не об убийце, насильнике или бытовом хулигане. Повторяю слова многих моих коллег, которые, как и я, просят власти лишь об одном: о справедливости и объективности расследования. Возникшие сомнения в том, что оно безупречно, вызывает само отрицание реальной деятельности программы «Платформа», того, что в ее рамках на бюджетные деньги были осуществлены театральные и просветительские проекты, в том числе, спектакль «Сон в летнюю ночь», который видели сотни людей.
Еще раз повторю: не дело театральной общественности влиять на ход следствия. Все равны перед законом — эту аксиому невозможно оспаривать. Судебным преследованиям по подозрению в совершении экономических преступлений в разные времена и в разных странах подвергались выдающиеся деятели театра и кинематографа, достаточно назвать случай Ингмара Бергмана. Но в цивилизованном обществе должен действовать принцип разумной достаточности. Вряд ли стоит лечить головную боль с помощью гильотины.