Ангела Меркель против ужесточения санкций США в отношении России. Об этом заявил представитель правительства Штеффен Зайберт. А министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль, прибывший накануне на встречу глав МИД ЕС, заявил, что планы США по введению новых санкций против России угрожают единству Вашингтона и Брюсселя. «Единства не получится, если в США будет предприниматься попытка собственные экономические интересы смешать с внешней политикой», — подчеркнул он.

В преддверии выборов немцы хотят улучшить экономические отношения между странами. За минувший год с российского рынка ушли более 300 немецких компаний, а товарооборот между странами сократился на 5 млрд евро. Business FM опросила немецких бизнесменов о том, как им работается с российскими партнерами, и в чем главные сложности ведения бизнеса с Россией?

Сильная централизация страны, отсутствие долгосрочного планирования, пренебрежение качеством, недоверие, хронический срыв сроков. К таким реалиям — помимо бюрократии и санкций — приходится привыкать немцам, работающим с Россией. Открытие представительства — почти обязательная опция. Она позволяет быстрее интегрироваться в рынок. В противном случае — погружение в структуру российской компании, рассказывает гендиректор EngelCard Deutschland Норберт Петтер.

Норберт Петтер гендиректор EngelCard Deutschland «Русская бизнес-культура очень иерархична. Шеф — это шеф, а сотрудники — это сотрудники. В Германии совершенно по-другому: более разветвленная сеть, работа с командой, корпоративный стиль руководства. В России этого почти нет. У нас же есть начальники отделов, руководители групп, проектов, платформ… И у всех достаточно реальных полномочий. Ты работаешь с сотрудниками всех уровней. Это очень удобно. В России только два класса: шеф и все остальные. Но последние ничего не решают. И, по сути, всегда приходится ждать решения только одного человека — руководителя. Такая структура делает возможным всегда что-то задвинуть в ящик или скрыть».

Довольно странное, по мнению немцев, у российских бизнесменов отношение к качеству. С одной стороны, все о нем говорят, с другой — никто не хочет за это платить, говорит гендиректор компании Bruhn Spedition Марко Лютц.

Марко Лютц гендиректор компании Bruhn Spedition «Русские клиенты очень чувствительны к ценам. На них влияет даже малейшее изменение цены. Один раз мы внедрили новую технологию в транспортировку опасных химикатов, и поэтому немного изменили тарифы. Позже мы заметили, что больше не получаем контрактов. Мы спросили — почему? Нам ответили, что есть компании, который готовы сделать это дешевле. И русские партеры мгновенно отказались от нас, даже не посмотрев на качество. Нам всегда приходится буквально убеждать их, почему мы имеем такие цены, что они правильные. И это очень не просто. Это все идет от недоверия».

Непросто привыкнуть немцам и к темпам ведения бизнеса. В Германии предпочитают долгосрочное планирование, русские — быстрые результаты. В России постоянно меняются правила игры, и к этому надо быть готовым, считает начальник отдела продаж Ondal Medical Systems Жиль Пеннинг.

Жиль Пеннинг начальник отдела продаж Ondal Medical Systems «Приходит новый приказ от Путина или Медведева, который просто разрушает все твои планы. Тут у тебя есть команда. 100 русских сотрудников, два немецких начальника. Ты строишь свой бизнес-план на три или пять лет, нанимаешь инженеров на работу, менеджеров, и тут меняют какой-нибудь сертификат. Я не говорю по поводу санкций, просто приходит приказ, никакое министерство не знает, как это выполнить. И все твои планы вылетают. Зачем все эти люди, мы тоже не знаем. Мы даже не говорим по поводу курса рубля и об остальных макроэкономических проблемах».

Поиск подходящих кадров в российские офисы тоже больная тема, рассказывает бывший руководитель отдела международных продаж компании «Совлинк» Стив Лацитис.

Стив Лацитис бывший руководитель отдела международных продаж компании «Совлинк» «Вы можете отправить человека учиться за рубеж. Гарвард, Массачусетский технологический институт, не так важно. Он возвращается, попадает в русскую систему, и через полгода он будет такая амеба, как все. И они сказали, мы не можем по-другому — система такая, что ты не можешь говорить смело. И то, что ты учил в Гарварде, не можешь это осуществлять. Это очень заметно».

В качестве плюсов работы с российскими компаниями немцы отмечают отсутствие культурных и религиозных разногласий, приятную атмосферу на переговорах, креативность, быстроту, гибкость и даже небольшую разницу часовых поясов. Но главное — огромный потенциал развития рынка. Товарооборот между странами в прошлом году составил рекордно низкие 40 млрд евро, включая все энергоносители. Для сравнения: Германия торгует с Польшей на 90 млрд. И немецкие компании, столь преуспевшие в долгосрочном планировании, работают в России на перспективу, например, 20 лет.