Отец таксомоторной революции ушел в отставку
Основатель Uber Трэвис Каланик отправился в бессрочный отпуск. В последние годы компанию преследовали скандалы: от обвинений в сексизме до видеозаписи перебранки ее главы с водителем. Что за соломинка сломила спину верблюда таксомоторного рынка, и что теперь будет с Uber?
Читать на полной версииНа минувшей неделе основатель и глава сервиса такси Uber заявил об уходе в бессрочный отпуск. Трэвис Каланик — основатель и теперь уже экс-глава одного из самых успешных стартапов той эпохи, когда созданные на коленке компании уже стали повсеместно называть «стартапами». Основав Uber в конце нулевых в качестве сервиса такси класса люкс, Каланик предугадал экономреволюцию на рынке городских перевозок и возглавил ее. Теперь, после череды скандалов и независимой ревизии компании, совет директоров мягко намекнул основателю: «Трэвис Каланик может уйти в бессрочный отпуск по своему усмотрению». Тот не стал себя заставлять. Что погубило легенду стартап-среды?
Что, собственно, случилось? Все аккорды этой симфонии неудач по пальцам не пересчитать, но вот самые громкие моменты:
Пресса узнает, как Каланик и высшее руководство компании ходит по стрип-клубам в Азии.
Каланик в интервью хвастается, что у него теперь столько женщин, что Uber следует переименовать в Boober, по жаргонному названию женского бюста в английском.
Uber снижает цены на такси во время забастовки водителей в Нью-Йорке, в ответ начинается флешмоб «Удали Uber».
В начале 2017 года экс-сотрудница Uber жалуется, что отдел кадров отказался рассматривать ее заявление о сексуальных домогательствах со стороны начальника, поскольку его отдел процветает.
Это этическая сторона претензий к компании. Параллельно гремели деловые скандалы. Uber уличают в использовании ПО для уклонения от проверок и слежки за конкурентами. Инженера Uber обвиняют в краже технологий самоуправляемых машин Google. К этому времени пресса уже пестрит заголовками о кризисе лидерства в Uber. В итоге, после ухода едва ли не половины руководителей компании, ее покидает и сам основатель. Что будет с Uber после Каланика?
Джеймс Какмак биржевой аналитик исследовательской фирмы Monness Crespi Hardt & Co «По внешним оценкам, бизнес у компании идет крайне хорошо. И это несмотря на все эти огромные препятствия и остро негативный информационный фон. Все равно Uber процветает. Если ситуация не изменится после ухода Каланика, у совета директоров, фактически, не будет мотивации, чтобы принять его обратно. Однако, судя по тому, что я слышал от сотрудников Uber, многие ожидают его возвращения. Я бы не ставил на это, но ожидания именно таковы».
Пока Uber остается убыточной частной компанией, поглощающей таксомоторные рынки за счет простоты сервиса, агрессивного демпинга и инвестиционных вливаний. Тем не менее, детище Каланика оценивается в 69 млрд долларов. Поговаривают, что скоро кусочек Uber сможет приобрести каждый — по прогнозам экспертов CNBC, публичное размещение компании может стать одним из крупнейших IPO 2017 года.