Вице-губернатора Владимирской области от СИЗО спас рак
Басманный суд Москвы преподнес подарок вице-губернатору Владимирской области Елене Мазанько к грядущему 51-летию: он не стал заключать ее в СИЗО, а отправили под домашний арест по делу о взяточничестве
Читать на полной версииБасманный суд Москвы 6 июня отказался заключить в СИЗО вице-губернатора Владимирской области Елену Мазанько, обвиняемую в получении «откатов» при заключении госконтрактов. Фигурантку очередного коррупционного дела отправили под домашний арест в ее квартире в столичном районе Тропарево-Никулино. Этому поспособствовала позиция Генпрокуратуры, которая заявила, что вина Мазанько пока не доказана, к тому же женщина серьезно больна — у нее рак.
Уголовное дело в отношении 50-летней Елены Мазанько было возбуждено ГСУ Следственного комитета России 1 июня этого года по ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном и особо крупном размере) на общую сумму «не менее 3 млн рублей». Следствие считает, что «откаты» ей дали коммерсанты, которым Мазанько помогла получить госконтракты. Речь идет о ремонте в здании администрации области и поставке мебели.
3 июня Мазанько была задержана, и в тот же день ее конвоировали в Москву. Тогда же, в субботу, Басманный суд должен был рассмотреть ходатайство следствия об избрании ей меры пресечения, однако судья Наталия Дударь отложила слушание на 72 часа, дав время следователю для представления дополнительных материалов в обоснование своего ходатайства об аресте, а защите — для сбора документов, необходимых для избрания фигурантке альтернативной меры пресечения.
За получившийся перерыв следователи 5 июня успели предъявить Мазанько обвинение в двух эпизодах получения взяток на сумму в 1 млн и 2 млн рублей. Как заявил на заседании следователь Василий Кузнецов, двое других подозреваемых — некая Елена Осипова и Иван Лян — днем ранее дали «изобличающие» Мазанько показания, а мужчина также подтвердил их на очной ставке. Впрочем, сама задержанная обвинение не признала.
В ходатайстве следствия об аресте говорилось, что, оставаясь на свободе, Елена Мазанько может скрыться, а также помешать расследованию. Свои аргументы СКР подтвердил оперативной справкой ФСБ о том, что у чиновницы есть «личные знакомства» в органах власти. На этих основаниях руководитель следственной бригады просил заключить обвиняемую в СИЗО до 1 августа.
Благодарность, а не взятка?
Однако этому неожиданно воспротивилась Генеральная прокуратура, коротая, как правило, действует в тандеме со следствием. Прокурор Дмитрий Кавышкин на этот раз счел стандартные доводы следствия неприемлемыми. «С данным ходатайством прокуратура согласиться не может», — поднялся он и пояснил почему.
Прокурор сообщил, что, согласно имеющейся в деле копии медкарты, Мазанько больна раком. Это препятствует ее содержанию под стражей, поскольку больной требуется постоянное медицинское наблюдение, «что не может быть обеспечено в СИЗО». Кавышкин также отверг довод о том, что фигурантка может помешать расследованию, указав, что уже в первые дни расследования следователи изъяли все необходимые документы: конкурсную документацию, протоколы и решения конкурсной комиссии. Также прокурор заявил, что вина Мазанько, на его взгляд, пока не доказана.
Он отметил, что, по данным следствия, чиновница в 2014-2015 годах способствовала коммерческим структурам в выигрыше тендеров. «Однако с ее стороны попыток вымогательства не было, а со стороны взяткодателей действительно была передача денежных средств в виде взятки. По их показаниям, это была благодарность», — сказал Кавышкин. Исходя из роли в уголовном деле и состояния здоровья обвиняемой, он просил поместить Елену Мазанько под домашний арест в ее московской квартире на улице Покрышкина.
Сама Мазанько ползаседания простояла спиной к залу. Она прятала лицо под капюшоном толстовки. «Согласна», — отреагировала она на просьбу прокуратуры. Оставшаяся часть процесса прошла в закрытом режиме. На этом настоял адвокат обвиняемой Артем Каракасиян. Он сообщил, что планирует оперировать медицинскими документами, в которых указан диагноз подследственной, а это, в свою очередь, относится к охраняемой законом медицинской тайне.
Серьезные заболевания
Пробыв в совещательной комнате около часа, судья Наталья Дударь ходатайство о заключении в СИЗО отклонила. В постановлении говорилось, что, несмотря на тяжесть предъявленных обвинений в «совершении преступлений корыстной направленности», у обвиняемой имеются «серьезные заболевания, «требующие постоянного контроля».
В итоге суд отправил чиновницу под домашний арест до 1 августа 2017 года. В этот день Елена Мазанько отметит свой 51-й день рождения. По решению суда, ей запрещено покидать квартиру без разрешения следователя, пользоваться средствами связи, включая интернет, оправлять посылки и телеграфные сообщения. Воспользоваться телефоном она сможет только для вызова «скорой помощи» или сотрудников экстренных служб.
Защита осталась довольна решением суда, но поскольку фигурантка считает себя невиновной, она имеет право его обжаловать. Ее адвокат признался, что пока не знает, будет ли подавать апелляцию, отметив, что это будет зависеть от воли его подзащитной.
Ранее губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила, что не верит в виновность подчиненной. В интервью агентству ТАСС она дала понять, что Мазанько, которая в администрации курировала в том числе работу департамента имущественных и земельных отношений, могла стать жертвой провокации, отметив, что до ее прихода в этой сфере был «полный бардак». «Это все провокация. Никаких взяток она не брала. Я навела порядок во всем, что касается газа, тепла, воды, электричества», — подчеркнула Орлова.
Список из времен «Ивана Грозного»
Стоит отметить, что задержания глав регионов и их заместителей в последние годы вовсе не редкость. 5 июня всем стало известно, что следователи «взяли» вице-губернатора Курской области Василия Зубкова. Ему также вменяется взяточничество. Пока в деле фигурирует довольно скромная сумма — около 1 млн рублей.
По словам управляющего партнера адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федора Трусова, столь частое задержание чиновников может свидетельствовать об усилении борьбы с коррупцией в предвыборный год. Юрист отмечает, что заключение в СИЗО, как правило, используется органами следствия в качестве способа давления на фигуранта, чтобы тот был «более сговорчивым». При этом далеко не все тяжкие заболевания могут спасти человека от тюрьмы. «Существует определенный перечень заболеваний, утвержденный правительством, с которым содержание под стражей запрещено. Но сама по себе онкология не гарантия освобождения из изолятора», — сказал он.
Юрист считает, что список, который составлялся «чуть ли не при Иване Грозном», давно устарел, так как состоит преимущественно из заболеваний, когда человек находится уже в «терминальной стадии», то есть умирает. «При этом часто бывает, что у человека нет заболеваний из списка, но зато у него есть сразу несколько других, которые вместе гораздо тяжелее, чем одно из списка. Суды это не учитывают и отправляют людей в СИЗО», — сказал адвокат.
Он предположил, что в случае с Еленой Мазанько суд, скорее всего, руководствовался не только ее тяжелыми заболеваниями, но совокупностью обстоятельств. «И слава Богу. Все помнят о том, как буквально накануне умер пробывший долгое время под стражей бывший глава банка «Огни Москвы» Денис Морозов. Заболевание, которым он страдал (болезнь Виллебранда-Диана, связанная со свертываемостью крови), нет в перечне диагнозов, препятствующих содержанию под стражей. В итоге он больше года пробыл в СИЗО, а под домашний арест его перевели, когда он уже был в коме», — напомнил защитник.
По его мнению, чтобы объективно оценить состояние здоровья подследственного, необходимо назначать экспертизу. Судам же следует более широко применять альтернативные меры пресечения: домашний арест, залоги и поручительства.