Деньги на ветер. Должны ли синоптики платить за несбывшиеся прогнозы?
В МЧС предлагают штрафовать метеорологов за ошибки, но не объясняют, почему в Москве не сработала система экстренного оповещения об урагане. Как к этой идее отнесли в Росгидромете, и почему синоптики оказались крайними в этой истории?
Читать на полной версииЧисло погибших от урагана в Москве и области, прошедшего 29 мая, выросло до 16 человек. 5 июня в Подмосковье скончался ребенок, сообщили в министерстве здравоохранения региона. Между тем министр МЧС Владимир Пучков предложил штрафовать синоптиков за неверные прогнозы.
Пучков не первый, кто предлагает «бить» синоптиков рублем. Идею в свое время обкатывал еще бывший мэр Москвы Лужков. Обычно после погодной катастрофы, когда все СМИ сообщали о неготовности коммунальных служб к разгулу стихии, Юрий Михайлович начинал говорить о личной ответственности руководителей метеослужб за 15 сантиметров снега в Москве вместо обещанных двух. По словам замруководителя Ситуационного центра Росгидромета Анатолия Цыганкова, синоптики и так теряют деньги из-за несбывшихся прогнозов.
Анатолий Цыганков замруководителя Ситуационного центра Росгидромета «Здесь уже ничего делать не надо. У нас уже давным-давно в Росгидромете на местах синоптики, которые делают прогнозы, получают премию в зависимости от оправдываемости прогноза. Если оправданность ниже норматива, они меньше получают. События, о которых мы ведем разговор, сильный ветер 29 числа, бывают раз в десять лет. Конечно, сделать такой прогноз очень сложно, поэтому ставится вероятность 93%. Наука нам еще не позволяет стопроцентно спрогнозировать такие явления».
Очень похоже, что министр Пучков пытается разделить ответственность за московский катаклизм с метеорологами и операторами сотовой связи. Сразу после разгула стихии в МЧС утверждали, что передали информацию для SMS-рассылки. У операторов на этот счет было иное мнение, так же как и у пользователей, которые никаких сообщений о грядущей непогоде не получали. Тогда в МЧС обвинили синоптиков в плохом прогнозе: те обещали ветер со скоростью 22 метра в секунду, а чрезвычайная ситуация начинается с 25 метров.
Такая активность министерства объяснима. В 2012 году после наводнения в Крымске президент приказал создать систему комплексного оповещения о ЧС, дав на это два года. В 2013-м появилась большая госпрограмма с бюджетом под 2 млрд рублей, в которой была выделена подпрограмма «Предупреждение, спасение, помощь». На нее министерство каждый год тратило около 150 млн. Спрашивается, почему не сработала система оповещения, и есть ли она вообще, кроме как в отчетах? Этот вопрос Business FM адресовала бывшему префекту САО Олегу Митволю.
Олег Митволь бывший префект САО «Насколько я знаю, государством были профинансированы две больших комплексных программы по оповещению, и действительно выясняется, что система оповещения у нас в стране не работает. В данной ситуации объяснения министра выглядят не очень убедительно, ссылаются на метеорологов, а мы с вами понимаем, что когда создавались эти системы оповещения, именно само министерство приняло на себя все функции заказчика, они эту систему разрабатывали, и мы, конечно, надеялись, что за миллиарды, которые были потрачены, мы хотя бы увидим бегущую строку или SMS».
Аномальная погода не возникла в Москве локально: фронт шел к городу долгие часы. Получается, что региональные службы МЧС или просто не заметили ветра, или у них не было такой задачи, а может быть, и возможности проинформировать об этом центр. Получилось, что служба оказалась не готова к разгулу стихии. А кто виноват? По мнению Пучкова, синоптики.
Радиостанция обратилась в МЧС за комментарием по поводу заявления об экономической ответственности синоптиков за неверный прогноз погоды. В службе пока не ответили.