Раскол на Ближнем Востоке. Меры против Катара — эхо визита Трампа?
Несколько стран объявили о закрытии границ и разрыве дипотношений с этой страной. МИД Катара назвал это решение неоправданным и основанным на голословных утверждениях. Примечательно, что ссора произошла после ближневосточного турне Трампа
Читать на полной версииОбновлено 14:54
В Москве прокомментировали раскол на Аравийском полуострове. На неожиданные санкционные меры ряда государств Ближнего Востока в отношении Катара отреагировали Кремль и российский МИД.
В дипломатическом ведомстве заявили об уважении к суверенной политике ближневосточных партнеров и выразили надежду на скорое разрешение конфликта. Позицию Кремля обозначил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
Страны Ближнего Востока 5 июня закрыли границы с Катаром и разорвали с ним дипломатические отношения. Доху обвиняют в финансировании терроризма, распространении радикальной идеологии и вмешательстве во внутреннюю политику соседей. О мерах в отношении Катара почти одновременно объявили Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн. Несколько позднее к санкциям против Дохи присоединились власти Йемена и Ливии и ряда других мусульманских государств. О внезапном геополитическом землетрясении на Аравийском полуострове рассказывает корреспондент CNN в Абу-Даби Мухаммад Лила:
«По версии этих государств, причина конфликта в том, что они уже долгое время обвиняют Катар в поддержке террористических группировок, в особенности организации «Братья-мусульмане» или «Мусульманское братство». Событие приведет к серьезным последствиям для региона во всех сферах: от пассажирской авиации и дипломатии до военных альянсов — Катар участвует в йеменской операции на стороне Эр-Рияда. Четыре страны, три из которых являются ключевыми игроками в регионе, внезапно разрывают дипломатические отношения с Катаром, выдворяют катарских дипломатов и отзывают из Катара своих представителей, закрывают воздушное пространство для катарской авиации и приказывают гражданам Катара в течение двух недель покинуть территорию этих государств. Это не просто дипломатическая перепалка, это масштабный геополитический раскол в регионе, который вряд ли может позволить себе дальнейшую дестабилизацию. У нынешних событий есть любопытная предыстория. Несколько недель назад новостное агентство Катара опубликовало статью, в которой катарскому шейху приписывались несколько заявлений. Утверждалось, что эмир выразил сожаление по поводу ухудшения отношений соседей Катара с Ираном, назвал «Хезболлу» и ХАМАС «движениями сопротивления» и предрек Дональду Трампу скорый импичмент. Официальная Доха тут же опровергла сообщение и заявила о взломе серверов новостного агентства, однако в Саудовской Аравии, Египте и других странах этому не поверили. Это во многом и послужило предпосылкой к конфликту. Стоит напомнить, что Катар и Иран делят между собой одно из крупнейших месторождений природного газа в мире, поэтому обвинения в сближении с Ираном — это очень серьезный удар по Катару. Но такой резкий разрыв дипломатических отношений и даже перекрытие границ никто не предсказывал».
В заявлениях обвинителей Катара отмечается, в частности, что поддержку террористам Доха оказывала в том числе и посредством распространения идеологии в СМИ. Как предполагается, это намек на влиятельную катарскую медиакорпорацию Al Jazeera.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон уже призвал ближневосточные государства устранить разногласия. Появилась и первая реакция Дохи: руководство Катара сожалеет о решении недавних союзников.
Наблюдатели отмечают, что геополитический сдвиг на Аравийском полуострове произошел спустя несколько недель после визита в Саудовскую Аравию Дональда Трампа. О причинах кризиса рассуждает руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов:
Антон Мардасов руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития «Ситуацию подогревает здесь то, что администрация Трампа с Катаром начала расходиться во многих мнениях. У них проходили неофициальные переговоры по поводу сирийской оппозиции. Какие-то договоренности были возможны, но среди американцев было лобби, которое всячески выступало за разрыв с Катаром, более того, даже в крупных СМИ типа Bloomberg постоянно говорили о том, что новой администрации нужно прекратить общаться с Катаром, давить на него. В общем, по всем фронтам прошел конфликт. Возможно, таким образом они хотят показать Катару, чтобы он знал свое место, поскольку катарское руководство начало уже прямо заявлять, что оно занимает особую позицию во всем регионе и вообще Катар стал лидером. Подобное противостояние между Катаром и Саудовской Аравией постоянно идет в последнее время, но сейчас оно приобрело более публичный и масштабный оттенок. Я не думаю, что это перерастет в какую-то войну или во что-то большее. В Катаре находится американская база. Это обычное явление среди стран Персидского залива, региона».
Катар находится на небольшом полуострове в Персидском заливе. Страна фактически является городом-государством, поскольку кроме Дохи на полуострове нет крупных населенных пунктов. При этом Катару принадлежат почти 15% мировых запасов природного газа, а телеканал Al Jazeera является одним из самых влиятельных источников информации о Ближнем Востоке. В Саудовской Аравии уже сообщают о начале процесса по отзыву у Al Jazeera лицензии на вещание в королевстве.
Около 70% бюджета Катара обеспечиваются энергетическим сектором, а одна из основных статей импорта — это продукты питания. Насколько серьезно Катар затронет экономическая блокада, и чего монархии полуострова и Египет хотят добиться от Катара?
В российском сенате сообщили, что изменений в отношениях Москвы и Дохи не произойдет, однако информация о поддержке терроризма будет тщательно изучена. Такое заявление сделал глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, сообщает РИА Новости. О ситуации с российскими туристами в Катаре пока не сообщается, однако беспокоиться особенно не стоит, говорит эксперт Общественной палаты РФ по защите прав туристов Роман Бобылёв.
Роман Бобылёв эксперт Общественной палаты РФ по защите прав туристов «Нельзя сказать, что это массовое туристическое направление, куда выезжают сотни тысяч российских туристов. Здесь больше завязка на паломнический туризм, посещение святынь, связанных с исламом. Да, это пользовалось определенным интересом, но это не массовое направление, и я не думаю, что это как-то скажется на потоке россиян. В любом случае, если это были организованные туристы, а я сомневаюсь, что их там какое-то огромное количество, туроператоры должны приложить все усилия, чтобы их оттуда вывести, и наверняка этим будет заниматься МИД, в том числе если возникнут какие-то сложности».
Нефть отреагировала резким ростом. Около 7:00 по Москве стоимость Brent подскочила более чем на 50 центов и превысила отметку в 50,7 доллара. Главный биржевой индекс Катара падал в моменте на 8%. Однако на данный момент баррель Brent вернулся к утренней отметке чуть выше 50 долларов.