Заморозками и метелями началось лето на северо-западе России. В Архангельске продлили отопительный сезон, а на улицы карельского города Костомукша вышел Дед Мороз. Синоптики обещают потепление в регионе к середине будущей недели. К их прогнозам сегодня — особое внимание. Ранее на неделе МЧС обвинило Росгидромет в том, что ведомство не смогло предсказать ураган в Москве 29 мая, жертвами которого стали 16 человек. Претензии к работе российских синоптиков возникают не впервые. Почему они не могут спрогнозировать погоду?

Предыдущий ураган в Москве, который привел к человеческим жертвам, был в июне 1998 года. Тогда тоже звучали обвинения в адрес синоптиков. С тех пор прошло почти 20 лет. Но как будто ничего не изменилось. Нельзя сказать, что за эти годы не было сделано совсем ничего. К примеру, сейчас, по словам экспертов, российские метеорологи располагают третьими в мире после американцев и китайцев вычислительными мощностями. А в 2016-м Росгидромет объявил конкурс на закупку нового суперкомпьютера стоимостью 34 млн долларов. Производительность комплекса должна быть не меньше 500 терафлопсов, то есть триллионов операций с плавающей точкой в секунду. Для понимания: китайский комплекс, возглавляющий сейчас Топ-500 суперкомпьютеров, в четыре раза слабее.

Другой вопрос, какие данные будет обрабатывать суперкомпьютер российских синоптиков? Ведь, к примеру, со спутниками Земли у них очевидные проблемы.

Евгений Ронов руководитель проекта «Метеоспутник» «У нас в космосе летает именно метеоспутников четыре штуки: «Электро-Л №1» и «Электро-Л №2». «Электро-Л №1» уже не работает, сломался. «Электро-Л №2» работает, он на геостационарной орбите снимает целиком полушарие. Еще есть низкоорбитальные спутники, которые вокруг земли крутятся на высоте 800 километров — это «Метеор-1» и «Метеор-2». «Метеор-1» тоже сломался, он крутится, но картинки уже не снимает. Срок его службы был четыре года, по-моему. Вот он четыре года свои отлетал и загнулся. А «Метеор-2» работает».

То есть у России всего два действующих метеоспутника. Для сравнения: у Штатов на орбите постоянно работают пять метеоспутников, и еще один аппарат находится в резерве. Ситуация с наземными станциями метеонаблюдения в России еще хуже, чем со спутниками, говорит корреспондент проекта meteoweb.ru Алексей Сафонов:

Алексей Сафонов корреспондент проекта meteoweb.ru «Катастрофически мало метеостанций у нас в России. Дело в том, что опорная сеть гидрометеостанций России, которая функционирует сейчас, была заложена еще в 1920-е годы. Теперь это все приходит в упадок, потому что нет денег на финансирование просто элементарной работы метеорологов, которые там должны находиться на этих станциях. Есть еще проблемы на метеостанциях с устареванием оборудования, на которых ведется наблюдение. В силу того, что само оборудование очень старое и не осталось заводов, которые могут производить это оборудование, проблема стоит очень остро».

В России, по словам директора Гидрометцентра Романа Вильфанда, 1670 наземных метеостанций. «Это настоящая проблема. В Китае, например, более 53 тысяч станций метеослужбы», — говорил Вильфанд год назад в интервью Life. Но еще хуже, что на российских метеостанциях некому работать. Зарплаты мизерные, и туда никто не идет. В 2016 году корреспонденты Sibnet.ru побывали на одной из главных в Сибири метеостанций и узнали, что техник там получает чуть более семи тысяч рублей, а зарплата специалиста с высшим образованием — около 10 тысяч. Выпускники вузов в эту отрасль не идут как раз из-за денег.

Владимир Семенов заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН «Проблема в том, что у нас зарплаты, скажем так, нищенские в нашей области. Так же, как и в Росгидромете, в академических институтах. Сейчас положительная тенденция в плане того, что раздают гранты различными фондами, в том числе и российский научный фонд. Помогают федеральные целевые программы, но проблема с этими грантами в том, что люди вынуждены тратить много времени на то, чтобы получить этот грант, конкурировать друг с другом. Огромное количество усилий тратится не столько на то, чтобы получить какой-то фундаментальный научный результат, а на то, чтобы получить грант».

Суммируя: у российских синоптиков — явные проблемы с орбитальной группировкой метеоспутников, катастрофический дефицит наземных станций метеонаблюдения, нехватка кадров и финансирования. В такой ситуации никакие суперкомпьютеры уже не помогут.