Обвиняемых в гибели главы Total сотрудников «Внуково» может ждать амнистия
На предварительном слушании по делу о гибели главы концерна Total сотрудники аэродромной службы аэропорта запросили особый порядок. Если суд ходатайство удовлетворит, процесс может закончиться для них амнистией
Читать на полной версииВ Солнцевском суде столицы 2 июня началось предварительное слушание по делу двух сотрудников аэродромной службы «Внуково» Владимира Леденева и Владимира Мартыненко. Их обвиняют в причастности к крушению самолета Falcon, на борту которого находился глава энергетического концерна Total Кристоф де Маржери. Подсудимые признали вину и просили рассмотреть их дело в особом порядке. Если суд удовлетворит ходатайство, то не исключено, что впоследствии фигуранты могут попасть под амнистию.
Уголовное дело ведущего инженера аэродромной службы Владимира Леденева и водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко изначально рассматривалось в Солнцевском суде Москвы с июля 2016 года. Тогда вместе с ними на скамье подсудимых предстали трое сотрудников Госкорпорации по управлению воздушным движением (ОрВД): руководитель полетов Внуковского центра организации воздушного движения Роман Дунаев и диспетчеры Надежда Архипова и Александр Круглов. Однако после восьми месяцев судебного следствия 2 марта 2017 года судья Константин Шелепов выделил дело в отношении троих последних в отдельное производство и вернул его на доследование. Это произошло после того, как по требованию прокурора из процесса были выведены двое адвокатов диспетчеров, которые на следствии представляли интересы нескольких свидетелей, что является формальным нарушением закона.
При этом предполагалось, что судья продолжит рассмотрение дела Леденева и Мартыненко. Однако Константин Шелепов ушел в отставку, на пенсию. Дело было передано судье Елене Верещагиной. Она постановила начать процесс заново со стадии предварительного слушания. Стоит отметить, что, в отличие от других подсудимых, Леденев и Мартыненко признавали вину в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ). При обычном рассмотрении дела по ней им грозило до семи лет.
Однако в ходе предварительного слушания 2 июня подсудимые ходатайствовали о слушании дела в особом порядке. Это позволит провести процесс в кратчайшие сроки — без исследования доказательств и допроса свидетелей. В этом случае подсудимые полностью соглашаются с обвинением, а суд не вправе назначить им наказание более двух третей от максимально возможного срока. «В этом смысле Леденеву и Мартыненко выгоден особый порядок, — прокомментировал Business FM ситуацию начальник юридического отдела Федерального профсоюза авиационных диспетчеров Олег Бабич, который защищает одного из диспетчеров. — Это практически на 100% гарантирует им амнистию, которая была объявлена, когда еще шло следствие».
Бабич напомнил, что амнистия, объявленная в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, в частности, предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление по неосторожности и осужденных к лишению свободы на срок не более пяти лет. «С учетом того, что они попали на скамью подсудимых впервые и признают вину, им явно больше пяти лет не дадут», — отметил юрист.
В пятницу суд не смог вынести решение по ходатайству защитников подсудимых. Это произошло потому, что потерпевшие, в частности, французская компания Unijet, у которой разбившийся самолет находился в аренде, попросили время, чтобы подготовить свою позицию. Предварительное слушание было прервано до 14 июля.
Защитник Владимира Мартыненко Александр Сергеев не смог сказать, о каком наказании для подсудимых попросит зашита, если суд удовлетворит просьбу об особом порядке. «Естественно, любой хотел бы получить более мягкое наказание, и я как адвокат буду бороться за то, чтобы наказание для Мартыненко было более мягким», — сказал он. Защитник обратил внимание на то, что совершенное преступление носит непредумышленный характер. «Никто не отрицает, что оно было, но его никто не планировал, то есть они не злодеи», — сказал защитник, напомнив, что оба фигуранта ранее отсидели 11 месяцев в СИЗО.
По версии следствия, руководитель полетов Внуковского центра организации воздушного движения Роман Дунаев, диспетчеры Надежда Архипова и Александр Круглов, а также ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко ненадлежащим образом исполняли свои обязанности. Они нарушили целый ряд пунктов авиационных правил и должностных инструкций. Их халатное отношение к работе привело к тому, что 20 октября 2014 года в 23 часа 58 минут частный самолет Falcon-50ЕХ с главой французского энергетического концерна Total Кристофом де Маржери на борту столкнулся со снегоуборочной машиной. За ее рулем находился Владимир Мартыненко в состоянии алкогольного опьянения. Экспертиза нашла в крови снегоуборщика 1,64 промилле алкоголя, что соответствует бутылке водки. В результате возвращавшийся с инвестиционного форума в Париж бизнесмен, а также трое членов экипажа его бизнес-джета погибли. Впрочем, Дунаев, Круглов и Архипова отрицают какие-либо нарушения со своей стороны.
В то же время сотрудники аэродромных служб «Внуково» соглашаются с тем, что их действия стали причиной трагедии. По словам Владимира Леденева, он не заметил, что его подчиненный сел за руль пьяным, и не уследил за машиной Мартыненко, когда тот оставил колонну и последовал за машиной электрика, приехавшего чинить сломавшийся фонарь. Сотрудники аэродромных служб считают случившееся «роковым стечением обстоятельств».