«Не концессия, а господряд». «Платон» и платные трассы под угрозой?
Решение московского арбитража потрясло рынок концессий. Суд поддержал ФАС, утверждавшую, что если государство компенсирует расходы инвестора, то это только имитация концессии
Читать на полной версииАрбитражный суд Москвы вынес решение, которое теоретически может поставить под сомнение систему «Платон». Само решение суда формально не имеет к нему отношения: оно касалось конкурса властей Башкирии на строительство автомобильной дороги.
Федеральная антимонопольная служба заявила, что если государство компенсирует все расходы инвестора, то это не концессия, а имитация. ФАС предписала аннулировать этот конкурс, и суд ведомство поддержал.
Как пишут «Ведомости», это решение потрясло рынок концессий. Получается, что под сомнение ставятся минимум шесть федеральных концессий, включая «Платон» и платную трассу «Москва — Петербург».
Так угрожает ли что-то «Платону»? Разъясняет партнер Адвокатского бюро А2 Михаил Александров:
Михаил Александров партнер Адвокатского бюро А2 «Изначально, когда закон писался, предполагалось, что государство передает какую-то инфраструктуру в частные руки, частный собственник ее улучшает и затем эксплуатирует и взимает плату с потребителей. Дальше возникла проблема с тем, что не всегда потенциальный спрос на эту услугу можно определить. Получается история, когда концессионер хочет застраховаться. В контрактах появляются такие положения, которые называются либо «плата за доступность», либо «минимальная гарантированная плата со стороны концедента», где описываются случаи, что мы построим дорогу или еще какую-то систему, и минимальная плата, которую мы будем гарантированно получать от государства, составляет такую-то величину. С обратной стороны, конечно, это может приводить к злоупотреблениям там, где эти гарантии со стороны государства выдаются в условиях, когда, может быть, никаких гарантий по обеспечению такой платы не нужно. ФАС говорит: если вы выдаете что-то в концессии и полностью гарантируете, что вы застраховали концессионера от всего, от чего только можно, то это не концессия, а обычный господряд, и вы просто обходите законодательство о госзакупках, называя, например, строительство какой-то дороги не строительным подрядом, а концессионным соглашением на строительство дороги, камуфлируете эту историю. С этим, собственно, и борется ФАС. «Платону», я думаю, ничего не угрожает, потому что его оператором является «Ростех», а акционерами — известные лица. Поэтому я думаю, что «Платон» находится в полной безопасности. Другой вопрос, что все концессии, «Платон» в том числе, финансируются за счет банков, и банки очень внимательно смотрят на риски. Для них, конечно, это дополнительная юридическая каверза, которая может с какой-то маленькой вероятностью, но привести к негативным последствиям. Это лишний момент, чтобы оценить риск и сказать, что ставка по кредиту должна быть чуть-чуть повыше, потому что есть такая проблематика».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что уже заключенные концессии пострадать не должны. Но эксперты отмечают, что до сих пор это было только мнением ФАС, ограниченным конкретным делом, а теперь это уже позиция суда, который установил, что концессия недействительна, потому что нарушает законодательство.