Леонард Блаватник: «У любого артиста мирового уровня голова очень хорошо варит про деньги»
Известный продюсер рассказал Business FM, возможно ли заработать на современном кино и почему у креативного человека обязательно должен быть бизнес-партнер
Читать на полной версииВ разгар Каннского фестиваля в российском павильоне при участии Роскино кинокомпании «Марс Медиа» и Amedia Production представили фильм «Т-34», в основе которого лежит легендарная история танкиста, сбежавшего из лагеря и прорывающегося в одиночку к своим войскам. Одним из продюсеров кинокартины стал предприниматель Леонард Блаватник. Он не дает интервью, но для Business FM сделал исключение.
Я знаю, что вы не даете интервью, и мне дорого, что вы решили со мной поговорить. Почему вы все-таки даете деньги на кино? Вы же человек бизнеса, умеете считать и знаете лучше меня, что каждый раз, когда люди затевают кино, они точно знают, что много не заработают.
Леонард Блаватник: Я бы сказал так: я уже достаточно потерял денег в кино, мне кажется, знаю, как это делается, знаю, как не потерять много.
А много не потерять — это сколько?
Леонард Блаватник: Условно, 10% от того, что я вложил. Я даже думаю, что, может, немного и заработаем. Понимаете, бюджеты все-таки разумные еще в России, по сравнению с мировым рынком, поэтому, если качественный продукт создать, то его можно продать, чтобы он хотя бы окупился. Моя команда понимает бизнес довольно неплохо, хотя я не подхожу к этом как к бизнесу, я это делаю из любви к искусству. Если мне интересны люди и их проекты, я их поддерживаю. Это такая комбинация благотворительности с элементами бизнеса. Но, безусловно, бизнес должен быть дисциплинированным, тогда и продукт будет лучше. Я не ожидаю на этом сделать состояние, поэтому я хороший партнер для тех, кого поддерживаю. А я люблю поддерживать молодых, талантливых людей, не только в кино — в телевидении, в музыке, даже в других странах мира.
А как вы понимаете, что это ваше? Как это происходит? Что-то отзывается, и вы реагируете? Или еще на что-то смотрите?
Леонард Блаватник: Я относительно давно в музыкальном бизнесе — пять-шесть лет — и делаю это на серьезном уровне. Лично я и моя команда знаем, как работать в коллективном бизнесе, потому что это тоже интертеймент, немножко другой, но похожий.
А можете три правила озвучить? Мне помогут ваш опыт и ваша ирония.
Леонард Блаватник: Я процитирую одного из своих старых партнеров. Был такой Эдгар Бронфман из очень богатой семьи, у которого я покупал Warner music. Он сказал, что из его опыта все люди, которые заработали деньги, скажем, в индустрии нефти и газа или в химии, хотят потерять их в интертейменте. Поэтому я только один из этой плеяды. Но если говорить серьезно, то, как и в музыкальном бизнесе, нужно иметь дело с талантливыми людьми, у которых есть track record (послужной список — Business FM). Их нужно поддерживать не только в одном проекте, потому что, если поддерживаешь только одного артиста или один фильм, то, скорее всего, потеряешь деньги. Нужно много проектов и дать возможность выразиться — это второе. Третье, важное очень, — у креативного человека должен быть бизнес-партнер, дисциплинированный продюсер, который будет обеспечивать бизнес-сторону. В музыке — то же самое. Самые успешные музыкальные лейблы там, где вместе управляют креативный человек и человек бизнеса. На основе Amedia я пытаюсь это сделать: мы поддерживаем успешных продюсеров типа Дадашьяна. У нас, мне кажется, сильная команда, где есть дисциплинированная бизнес-составляющая. Мы финансируем проекты, и люди знают, что они должны эти деньги вернуть. Когда они это знают, они бегают немножко быстрее и много внимательнее относятся к деньгам, которые им дали. Если они знают, что не должны их возвращать, относятся халатно — такова человеческая натура. Поэтому такая комбинация креативности и бизнес-подхода, мне кажется, дает шанс на успех. Надеюсь, я вам ответил.
Вы мне ответили. Я просто все время общаюсь с людьми, которые жить не могут без того, чтобы рисовать, или жить не могут без того, чтобы думать на бумаге, и эти люди не знают, где вы ходите.
Леонард Блаватник: Это другие люди.
Да. И продюсеров у них вообще нет. Интересно, как это соединить?
Леонард Блаватник: Из моего опыта, у самых успешных людей в музыке, кино и так далее, достаточно бизнеса в голове. Они интуитивно понимают, что им нужно делать. Например, они знают, что им нужно найти агента, который будет представлять их интересы, и они находят правильного человека. Может быть, после нескольких попыток. Если у них этого нет, то, наверное, они не готовы к большому успеху. Если вы возьмете любого артиста, который достиг мирового уровня, у него голова очень хорошо варит про деньги.
То есть он с самого начала знал, что будет суперзвездой?
Леонард Блаватник: У него интуиция. Во-первых, такие люди очень амбициозны, они сфокусированы на успехе, и они очень хорошо считают деньги, поэтому всегда находят правильных людей, которые будут представлять их интересы. И так в любом деле. У того же Звягинцева есть, условно, Роднянский, который очень успешно с ним работает как продюсер, поэтому талант, настоящий талант, находит дорогу. Присылайте их в Amedia, мы поможем.