После новостей о том, что Китай добыл «топливо» будущего», заявляется: страна совершила «исторический прорыв», который повлияет на развитие мировой энергетики. Отчасти с китайским пафосом можно согласиться. Газовые гидраты — это кристаллические соединения воды и газа. Внешне напоминают снег или лед. Обычно в них содержится метан.

Запасы этого источника энергии огромны, хотя толком не изведаны. Одни ученые сравнивают их с запасами природного газа — это близко в 200 трлн кубометров. Другие говорят, что как минимум в два раза больше, а кто-то и вовсе измеряет в квантиллионах, то есть в миллионах триллионов. Но есть проблема, о которой китайцы промолчали, не указав стоимость добычи. Как посчитали японцы, у которых тоже огромные запасы газогидратов, тысяча кубометров будет стоить 1200 долларов — в семь раз дороже газпромовского газа.

Владимир Фейгин президент фонда «Институт энергетики и финансов» «Как говорится, вопрос на миллиард долларов, потому что это действительно была бы следующая революция. Газогидратами занимаются уже десятилетия. Пока не удалось сделать это экономически эффективным. Если удастся сделать в больших масштабах, это может быть очень большим сдвигом, потому что ресурсы газогидратов очень велики, гораздо больше, чем ресурсы традиционного газа и нетрадиционного газа. Но давать какие-то оценки просто не время».

Зато есть повод поговорить о страшной опасности, которую таит добыча газовых гидратов. Существует теория под названием «метангидратное ружье». Смысл в том, что промышленная добыча этих ископаемых приведет к высвобождению метана. Это парниковый газ, и попадание в атмосферу приведет к повышению температуры. Что будет способствовать еще большему выделению метана. Эффект домино. Ну, или пули, выпущенной из ружья, которую уже невозможно остановить. А дальше резкое глобальное потепление и, вероятно, смерть всего живого. В том числе и отряда приматов. Впрочем, многие ученые считают, что такого эффекта не будет. Заместитель заведующего отделом гляциологии Института географии РАН Николай Осокин приводит простой пример:

Николай Осокин заместитель заведующего отделом гляциологии Института географии РАН «У вас есть миллион. Вы говорите, что у вас есть миллион, и потеряли 10 копеек. После этого очень расстраиваетесь. Все, это катастрофа, я потерял все деньги! Можно так сказать? Это когда объем выбрасываемого метана будет соизмерим… ну, то есть, какие-то будут проценты от содержания метана в атмосфере. И то, все это не так просто — он же поглощается той же водой. Поэтому данный механизм до конца на самом деле не известен».

Исследования месторождений газовых гидратов ведутся во всем мире, в том числе и в России. «Газпром», который когда-то относился к «сланцевой революции» с плохо скрываемым презрением, тоже занимается «горючим льдом». В российских морях и на дне Байкала, как и вблизи берегов Японии, США, Мексики и других стран, сосредоточены солидные запасы этих ископаемых. Несколько лет назад министр энергетики Александр Новак говорил о перспективах их добычи. Но последнее время о газогидратах как-то позабыли. В общем, до светлого энергетического будущего, даже несмотря на китайские новости, очень далеко. До апокалипсиса, стало быть, тоже. А если ружье и появилось на сцене, то первый акт еще даже не начался.