Темные пятна 100-миллиардного спора «Роснефти» и АФК «Система»
За что «Роснефть» хочет отсудить у АФК «Система» больше 100 млрд рублей? Накануне московский арбитраж вернул иск «Роснефти» к «Системе», но выяснилось, что компании будут судиться в башкирском суде. Как заявили в госкорпорации, возврат иска связан с вопросами подсудности. Что стало причиной тяжбы, все еще непонятно
Читать на полной версииНаконец-то и на улице акций АФК «Система» наступил праздник. Бумаги компании на новостях из московского арбитража резко пошли вверх. Правда, довольно быстро этот рост сошел на нет. Вероятно, пыл игроков остудило заявление вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева. Он сообщил, что возврат иска связан с подсудностью. Оказывается, корпорация подала заявление и в Москве, и в Уфе, где прописана «Башнефть». Теперь госкомпания ждет новостей из башкирского суда.
В «Системе» одобрили сообщение из Москвы и заявили, что пока не получили материалы по второму иску. И все-таки самое важное — это отсутствие главных новостей. До сих пор непонятно, за что «Роснефть» хочет получить с компании Владимира Евтушенкова 106 млрд рублей. Ранее в нефтяной корпорации заявили, что во времена, когда «Башнефтью» владела «Система», были выведены некие активы. Об этом в прошлом году писала «Новая газета». Детали вспоминает спецкор издания Ирек Муртазин.
Ирек Муртазин спецкор издания «Новая газета» «АФК «Система» фактически, что называется, оптимизировала «Башнефть», но при этом добывающие структуры оставила «Башнефти», а все остальное вывела, все буровые, сервисные службы ушли в другие компании, и ничего из этого не было возвращено «Башнефти». Нельзя сказать, что Евтушенков вернул «пустышку», но сполна вернул себе все деньги за счет дивидендов. Честно говоря, меня очень удивляет «Роснефть», которая вдруг всполошилась через восемь месяцев после того, как стала собственником «Башнефти».
Известно, что «Система» и сама понимала, что рано или поздно может расстаться с «Башнефтью». Еще до событий 2014 года, когда компания вернула актив государству, АФК предупреждала инвесторов. Писала, что есть риски потерять нефтяную компанию. Известно также, что Владимир Евтушенков, хоть и бесплатно вернул актив, но за время владения получил с «Башнефти» почти 200 млрд рублей дивидендов. Впрочем, точно также некогда действовали и акционеры ТНК-ВР, которые забирали у компании всю прибыль, а потом очень выгодно продали актив все той же «Роснефти». Но к предыдущим владельцам этой компании у корпорации претензий не было и нет. А значит, на рынке снова нарушены правила игры. О чем, кстати, недавно писало Bloomberg, сообщив, что иск «Роснефти» распугал иностранцев. Причем еще недавно западные фонды рекомендовали вкладываться в Россию. Хотя можно предположить, что герои истории приватизации «Башнефти» относятся к таким последствиям философски: чего только у нас уже не было».
О споре «Роснефти» и АФК продолжает президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
По отрывочным сведениям, которые публикуют СМИ, трудно понять, что совершила с «Башнефтью» «Система». «Интерфакс» со слов источника тоже писал, что в ходе реорганизации нефтяная компания лишилась нескольких предприятий. А кроме того, были потрачены деньги на выкуп акций у миноритариев. Без подробностей судить об этих сделках нельзя. Но можно отметить, что «Система» владела «Башнефтью» на законных основаниях. И почему бы не провести реорганизацию частной компании, если это было выгодно? Ну а выкуп акций у миноритариев и вовсе прописан в законе об акционерных обществах. Но даже если были нарушения, то почему вопрос не поднимался перед тем, как «Роснефть» в прошлом году за 330 млрд рублей купила «Башнефть»? Вряд ли покупатель не знал об этих сделках. Вероятно, тогда нужно было срочно соблюсти государственные интересы — наполнить бюджет. А сейчас новому владельцу, возможно, пришла пора соблюсти свои интересы. Слово «свои», наверное, тоже стоит понимать как государственные.