Сенсация кинофестиваля «Движение» в Омске — фильм «Костер на ветру». Его снял на собственные деньги директор деревенской школы из республики Саха. Драму показывали на кинофестивале в Канаде и на крупнейшем азиатском киносмотре — в Пусане, однако на родине про картину заговорили только после российской премьеры.

Истории, подобные той, что случилась с режиссером Дмитрием Давыдовым, кажется, бывают только в кино. Он родился и вырос в якутском селе Амга, работал учителем начальных классов, затем — директором школы в соседней деревне. С учениками начал снимать небольшие любительские фильмы и однажды решил сделать настоящее кино. Собрал односельчан, занял денег и за две недели снял драму «Костер на ветру», с которой объехал по фестивалям полсвета, пишет «РИА Новости». Удивительно, но этот дебют напоминает Тарковского и Германа одновременно, говорит кинокритик Егор Москвитин.

Егор Москвитин кинокритик «Он кажется, знаете, чем-то таким средним между поздними фильмами Клинта Иствуда, то есть фильмами о каком-то пожилом человеке, который переживает сложный кризис, и реагирует на все скупым мужским образом, но при этом подлинно и мощно. И этот фильм напоминает фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Потому что действие разворачивается в абсолютно гибнущей деревне. Происходит трагедия, происходит смерть, подключается милиция. И вот, обычный маленький человек — старик, набожный к тому же, переживает все эти испытания, как библейский Иов. И характерно, что жители этой деревни — они православные. В этом есть смесь почвенной мудрости якутской земли, холодной, промерзшей, и христианских идей».

Российская премьера состоялась на фестивале «Движение» в Омске, где «Костер на ветру» получил три приза, в том числе, за режиссуру. Лишний повод поговорить о феномене якутской киноиндустрии. В Республике Саха свое локальное производство, внутренний же прокат и зрители, которые охотно смотрят все это в кинотеатрах, говорит продюсер «Костра» Сардана Саввина, благодаря которой фильм вышел за пределы региона.

Сардана Саввина продюсер «Конечно, у нас киносообщество маленькое. Мы знаем, кто когда что снимает. У нас обычно сезонами распределены известные, самые крутые операторы, потому что некоторые режиссеры стоят в очереди, чтобы взять того или иного оператора в свой проект. Или звукорежиссера, который у нас единственный профессиональный. Продвижением я занималась сама напрямую с кинофестивалями. Отборщики кинофестиваля в Пусане очень сильно заинтересовались этой картиной, когда я скинула им ссылку. На моей памяти участие в таком крупнейшем кинофестивале, фактически класса А и самом крупнейшем в азиатском регионе в истории якутского кино было впервые».

Сейчас якутские продюсеры думают о том, как им прокатывать фильмы, например, в Бурятии или Калмыкии и отмечают: от Фонда кино или Минкульта здесь не получают ни копейки.