Если долго мучиться, или как Москва побеждает долгострой
Столица сократила число таких объектов в более чем два раза. Как девелоперы находят выход из долгостроевского тупика?
Читать на полной версииСоздание концепции редевелопмента объекта на Дмитровском шоссе, принадлежащего автомобильному холдингу «Атлант-М», стало бы очередным архитектурным конкурсом, если бы не два «но». Едва ли не впервые саму архитектуру жюри ставило на третье место, на второе — функционал, а на первое — финансово-экономическую модель предложенных проектов. Конкурсанты работали с долгостроем, то есть решали проблему всех более или менее крупных городов России.
Наследие 90-х, кризис 2008-го и ситуация 2014-го — три главных источника долгостроев, зачастую очень амбициозных, которые встали по целому ряду причин: где деньги кончились, где собственник сменился, где не преодолели административные барьеры, а где сработали экономические реалии. Как отмечает глава Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский, есть три варианта решения проблемы.
Сергей Георгиевский глава Агентства стратегического развития «Центр» «Либо мы должны завершить этот долгострой в первоначальном назначении, но это зачастую невозможно, либо мы должны придумать новое назначение, но выясняется, что архитектура здания, новые нормы, его расположение дают огромное количество ограничений, и не каждый долгострой может быть перепрофилирован. И третий путь — снести и строить заново, но не всегда на это готов собственник, который уже инвестировал средства и, например, взял аренду на 49 лет. Да и город, который затратил бюджетные средства, зачастую не может так просто снести муниципальный объект и построить заново».
В конце мая «Центр» планирует подробнее поговорить об этой проблеме и о передовом опыте Москвы, где еще недавно было более 600 объектов недостроя, а сейчас — менее 300, в том числе потому что в дело активно включились собственники и девелоперы, осознавшие: или они выбирают один из трех путей, или так и остаются в долгостроевском тупике.