Украина достроила дамбу и окончательно отрезала Крым от воды Днепра
На практике Северо-Крымский канал обеспечивал полуостров, главным образом, технической водой. С питьевой у Крым нет проблем уже года три
Читать на полной версииОбновлено 15:41
Украина построила новую дамбу, чтобы перекрыть подачу воды в Крым. Как сообщает украинская Телевизионная служба новостей, благодаря плотине земли на юге Херсонской области будут орошаться полноценно. У новой дамбы есть шлюз, который можно открыть в любой момент. И водой сразу наполнится еще 300 километров канала. Дамбу возвели за год, потратив на проект 35 млн гривен, или примерно 75 млн рублей. Работы по обустройству будут продолжаться.
Украинской воды у Крыма нет уже три года. С питьевой водой все налажено, а что касается технической, то вопросы здесь пока есть, но они постепенно решаются, прокомментировал ситуацию депутат Государственного Совета Республики Крым Владислав Ганжара.
Владислав Ганжара депутат Государственного Совета Республики Крым «Для Крыма потеря Северо-Крымского канала — это был серьезный удар, поскольку полуостров обеспечивался водой через него, уже начиная с 1950-х годов прошлого столетия. Это был один из крупнейших объектов, введенных на полуострове в период советского прошлого, и, конечно, на протяжении нахождения полуострова в составе Украины это была главная артерия полуострова по поставке пресной воды. Сейчас за три года республика адаптировалась. Была проделана очень большая работа армией РФ, специальными войсками, которые обустраивали новый водопровод. И сейчас в целом ситуация с водным обеспечением остается стабильной. Северо-Крымский канал перекрыт украинской стороной уже с 2014 года, на протяжении всех трех лет вода на полуостров со стороны Украины не поступает. Что касается сегодняшней новости о том, что Украина вводит новую дамбу в эксплуатацию, это делается для того, чтобы закрепить ту ситуацию на Северо-Крымском канале, поскольку были протечки технических средств, которыми Украина перекрывала поставки воды на полуостров. Сейчас, что касается водообеспечения полуострова, никакого дефицита воды нет. Роль Северо-Крымского канала заключалась в том, чтобы обеспечивать республику технической водой, в первую очередь, северо-восточных территорий полуострова. И, конечно же, сейчас дефицит технической воды на этих территориях есть. В рамках федерально-целевой программы по вводу в эксплуатацию дополнительных электростанций, которые позволят республике вводить в рамках ближайших лет в эксплуатацию атомные опреснители, которые требуют больших энергозатрат, которыми сегодня республика не обладает, а в ближайшем будущем, действительно, таким способом полуостров будет решать проблему и получение технической воды».
Крым не платил за пользование водой, и такое отключение экономически абсолютно обосновано, считает директор Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун.
Об оросительных системах пока только рапортуют, но по факту ничего не введено, в этом году воды много, но что будет дальше с сельскими угодьями непонятно, поделился свои мнением крымский общественник Александр Талипов.
Александр Талипов крымский общественник «Идет бурение новых скважин, добыча собственной воды, но ресурсы этой воды не безграничны. Конечно, нужно развивать опресняющие установки. Было множество проектов по добыче питьевой воды путем опреснения морской воды, но насколько я знаю, практику такую до сих пор не внедрили и не применили. Делались репортажи, что некоторые предприятия перешли на опреснительные установки, но успешно они не заработали, потому что нужно массовое производство. Возможно, там какие-то идут удорожающие факторы. И те предприятия, которые заявляли, что в 2014 году они переходят на морскую воду, ее опреснение, больше я таких заявлений от них не слышал. Данная технология, наверное, на данный момент властями не рассматривалась, поэтому, очевидно, нужно искать пути решения из сложившейся ситуации. Сейчас благоприятная погода была в Крыму, шли проливные дожди, водохранилища наполнились. На ближайшие несколько месяцев думать о запасах питьевой воды не приходится, я думаю, они будут еще только дальше наполняться. Но вот, что касается сельского хозяйства, могут возникать проблемы, связанные с орошением сельских угодий».
Вопрос перекрытия плотины больше политический. Крымской воды хватит и на местных жителей, и на туристов, недостаточно ее только для выращивания риса, считает председатель совета НП «Союз водников и мелиораторов» Николай Сухой.
Николай Сухой председатель совета НП «Союз водников и мелиораторов» «О том, что там были какие-то разговоры о деньгах, конечно, они могли быть разрешены, наверное, но это было решение чисто политическое. Конечно, это вопрос очень серьезный, тем более что третья часть воды, которая в Днепре есть, это вода, которая формируется в Белоруссии и в России, может даже больше. Поэтому, конечно, это вопрос очень сложный, не только политический, он имеет и в моральном плане очень большое значение. Сегодня Украина пошла по пути перекрытий и перемычки. Хотя по всем нормам и ООН, водная блокада не является законной. Для жизни двух миллионов человек там воды своей достаточно — это первое. Второе — есть альтернативные варианты, которые пока находятся в резерве правительства России, — это мгновенно организовать, так же как мост сейчас строят, только чуть побыстрее — переброску части Кубани прямо в тот же Северо-Крымский канал, который подходит к самой Керчи. Вторая альтернатива — как только энергоресурсы будут прибавлены, можно поставить опреснители, и для сельского хозяйства решить и так далее. И, конечно, Крым без воды не останется. Да, риса не хватает, но у нас рис прекрасно растет на Кубани. В прошлом году миллион тонн риса, хватает для России вполне. Везде, как вы пойдете в магазин, везде кубанский рис».
В 2014 году, после того как Крым стал частью России, Киев начал перекрывать шлюзы канала, через который вода из Днепра поступала на полуостров. Тогда за счет этой водной артерии удовлетворялось около 80% потребностей Крыма в ресурсе. Тогда регион стал использовать внутренние источники питьевого и технического водоснабжения. При этом пролегающую на территории полуострова часть Северо-Крымского канала задействовали для подачи воды из местных источников.