Новая схема мошенничества: кража денег через суд
Такие случаи имеют массовый характер. В качестве жертв выбирают чаще всего крупные компании, снимают с их счетов, как правило, небольшие для них суммы, чтобы нельзя было сразу обнаружить потерю
Читать на полной версииВ России активизировались мошенники, которые выводят средства с банковских счетов юрлиц с помощью выданных судами исполнительных листов. Страдают от этого, как правило, крупные компании, которые расстаются с деньгами небольшими порциями, сообщает РБК.
После того как жертва выбрана, некий гражданин подает к ней иск о взыскании небольшой суммы — до 500 тысяч рублей. Суды могут рассматривать такие споры в упрощенном порядке. Это позволяет мировому судье единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон, вынести решение. Затем мошенник приходит с исполнительным листом в банк, где открыт счет компании-жертвы. И кредитная организация обязана в течение дня списать со счета клиента сумму, указанную в исполнительном листе, если нет сомнений в его подлинности. Таким образом, средства уходят со счета организации мошеннику. В последнее время такие случаи приобрели массовый характер, говорит президент Ассоциации региональных банков «Россия», глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Как работает эта схема? И как от нее защититься?
Андрей Корельский управляющий партнер адвокатского бюро КИАП «Из-за отсутствия уведомления ответчика или формального уведомления, когда уведомление пришло в компанию, и галочку поставил, допустим, секретарь, компания формально считается уведомленной, и суд рассматривает этот иск без участия самого ответчика. Поскольку сумма маленькая, тем более небольшие суммы рассматриваются в рамках упрощенного производства, то вносятся фактически на автомате, как бесспорные. И после этого спокойно исчисляется срок на вступление этого решения в законную силу, подается исполнительный лист, и жулики просто его предъявляют в банк. Как правило, компания уже либо узнает по итогам какого-то аудита или может быть случайное обнаружение списания этой небольшой суммы — 50, 30, 40 тысяч рублей, и тогда уже начинает разбирательство, откуда такая сумма появилась, кто является истцом. Как правило, очень сложно кого-то найти, потому что в это время те истцы, которые падают подобные иски, они либо уже ликвидированы, либо находятся в банкротстве, брошенные, либо отправлены в какие-то южные республики, где найти их практически невозможно. Поэтому такие схемы, действительно, приобрели массовый характер. Бороться с ними сложно, особенно крупным компаниям, но можно. Учитывая, что сегодня система, если мы говорим про Арбитражные суды, довольно транспарентна, есть картотека арбитражных дел, где все дела отслеживаются, так или иначе, с наличием номера и ссылки в Интернете можно найти любое дело. Соответственно, нужно поставить качественный мониторинг любых входящих исковых требований, потому что в любом случае юрист входит в этот процесс, поймет мнимость и фейковость подобного искового требования, и в требовании будет отказано по безусловным основаниям, либо будет подготовлено соответствующее возражение — качественно, понятно. И суд, как правило, такие возражения принимает и отказывает в иске».
Вернуть средства, украденные с помощью описанной схемы, довольно сложно. По словам банкиров, затраты на это будут сопоставимы с потерями в случае, если списание было одним траншем на сумму менее полумиллиона рублей. Большим компаниям это экономически невыгодно. «Это еще одна причина, по которой мошенники в качестве жертвы выбирают крупных юридических лиц», — говорит один из источников РБК.