В новом рейтинге место России осталось неизменным — в группе, помеченным красным «Сложная ситуация». Как и в прошлом году, это 148-е место из 180-ти возможных. Ниже среди соседних для России стран Таджикистан — 149-е место, Беларусь — 153-е, Казахстан — 157-е. Азербайджан с его 162-м, Узбекистан со 169-м и Туркменистан со 178-м и вовсе попали в компанию с Сомали, Китаем и Северной Кореей — в черную часть рейтинга, которая называется «Очень серьезная ситуация». Но «Репортеры без границ» констатируют ухудшение ситуации в большинстве стран, включая таких «примерных учеников», как Канада и скандинавские страны. Однако все равно в будущее нужно смотреть с оптимизмом, убежден руководитель комиссии по гражданским свободам и гражданской активности президентского Совета по правам человека тележурналист Николай Сванидзе.

Николай Сванидзе тележурналист, историк «Меня, честно говоря, больше интересует журналистика не в мире, а в моей стране под названием «Россия». Проблем у нее гораздо больше, чем у мировой. Что касается разных стран мира, то, чем больше разных независимых от государства средств массовой информации, тем больше шанс, что в целом журналистика останется независимой, поскольку хозяева разные, и это дает гарантию независимости журналистики в целом. У меня позиция достаточно оптимистичная в том, что касается мировой журналистики, а в том, что касается нашей журналистики, она несколько менее оптимистичная, но и здесь я думаю, что мы дождемся лучших времен».

Составители рейтинга констатируют: мы являемся свидетелями превращения нападок на средства массовой информации в обычное повседневное явление, в том числе и в демократических странах. Его составление строится на сложной системе баллов. Чем больше баллов, тем хуже ситуация. Среднемировой эталонный индекс за последние пять лет снизился на 14%.

Все это связано не только с государственным давлением, но и с изменением и обезличиванием системы владения СМИ в тех странах, где подавляющее их число — частные. В тех же США за последние годы 99% процентов СМИ сосредоточились в руках всего шести крупных медиахолдингов. Именно это очень плохо, считает тележурналист Владимир Познер.

Владимир Познер советский и российский тележурналист, телеведущий «Не только в России происходит уничтожение журналистики, когда журналист превращается в инструмент исполнения воли владельца, а владелец теперь уже не отдельно взятый человек, как Тэд Тёрнер, который был владельцем CNN, а то или иное СМИ является частью гораздо большего конгломерата, где имеет значение, во-первых, заработок, во-вторых, выполнение определенной политической линии. Насколько долго это продлится, я не знаю. Или, может быть, наоборот, будет какой-то поворот. Проснутся, наконец, и поймут, что теряют одну из важнейших составляющих общества».

Фигурирует в рейтинге и получивший распространение в ходе британского референдума по выходу из ЕС термин «постправда». Он обозначает ситуацию, в которой общественный информационный дискурс строится на повторении одной и той же аргументации и игнорирование объективных фактов, противоречащих заданной пропагандистской концепции. Такая информация адресуется к эмоциям и убеждениям аудитории, а не к их разуму и критическому восприятию.