Бывший глава республики Удмуртия Александр Соловьев, обвиняемый в получении взяток на сумму 139 млн рублей, может быть переведен под домашний арест. Мосгорсуд затребовал из СИЗО справку о состоянии его здоровья, отложив рассмотрение апелляционной жалобы защиты о его заключении под стражу. Сам фигурант жаловался суду на плохое самочувствие и опасался, что может умереть в заключении.

В Мосгорсуде защитники Соловьева обжаловали решение Басманного суда Москвы, который 4 апреля по ходатайству Следственного комитета России (СКР) заключил Соловьева в СИЗО на два месяца — до 4 июня. Адвокаты Сергей Ларионов и Ирина Пикалева просили смягчить фигуранту меру пресечения, поместив его под домашний арест в московской квартире его дочери Евгении Сирик. Они представили суду ряд медицинских документов о состоянии здоровья их подзащитного. У Соловьева нашли следующие заболевания: это злокачественная опухоль почки, а также гипертония третей стадии, сахарный диабет четвертой степени, повышенное артериальное давление и хроническая сердечная недостаточность. Защитники сообщили, что незадолго до ареста экс-чиновник был прооперирован в клинике Гамбурга (Германия) из-за заболевания почки.

Адвокаты даже привели в суд врача, который наблюдал Соловьева до ареста. Но суд отклонил просьбу о допросе доктора, указав, что он представил в суд «исчерпывающую информацию в письменном виде» о заболеваниях пациента.

После этого защитники направили в суд множество документов, из которых следовало, что Соловьев — заслуженный строитель России, имеет ряд благодарностей, грамот, медалей и орденов за заслуги в разных областях. В течение своей жизни 66-летний чиновник занимался возведением храмов в Удмуртии, получал благодарности от Следственного комитета России и УФСИН. Его благодарили за службу в морской пехоте, «Единая Россия» отмечала его партийные заслуги, также ему выражали признательность Главком сухопутных войск, Федерация легкой атлетики Удмуртской Республики, республиканское министерство транспорта и дорожного хозяйства, а также Общественная организация морских пехотинцев. Помимо прочего бывший чиновник оказался ветераном труда.

Адвокаты назвали голословными оперативные данные о том, что у их клиента есть недвижимость в Испании. Они заверили, что он не скроется, если ему изменить меру пресечения. «Мы считаем абсолютно необоснованным решение суда первой инстанции», — сказал один из защитников. — Соловьев скрыться за границей не мог, не хотел и попыток не предпринимал». Он отметил: «исходя из логики следствия», все лица, занимающие госдолжности, должны оказаться под арестом, так как имеют связи в органах власти. «Я не бегал и даже не думал об этом. 1 мая я должен был ехать на проверку здоровья в Германию, и я уведомил об этом ФСБ и МВД. У меня в голове мысли не было (бежать). Убедительно прошу вас изменить меру пресечения», — обратился к суду Александр Соловьев, добавив, что, впрочем, не жалуется на условия содержания в изоляторе. Он сетовал лишь на здоровье. «Толком не спишь. Каждый вечер давление 160 на 180. Боюсь, помру тут нафиг», — сказал обвиняемый в перерыве заседания. При этом он добавил, что кормят в СИЗО «неплохо».

Следователь Надежда Санарова просила отклонить апелляционную жалобу защиты. «Оснований для отмены и изменения меры пресечения не имеется», — сказала следователь, которая также участвует в расследовании другого громкого дела о взяточничестве — экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Она заявила: «В решении суда приведены конкретные, реальные и фактические обстоятельства, на основании которых обвиняемому была избрана обоснованная мера пресечения». По мнению следователя, районная инстанция в полной мере учла содеянное, а также возраст фигуранта и данные о личности, придя к выводу о том, что, оставаясь на свободе, бывший глава Удмуртии может скрыться, угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем помешать расследованию. «Об этом свидетельствуют справки ФСБ», — пояснила Санарова. Она добавила, что в материалах дела имеются заявления двух лиц, согласно которым Соловьев угрожал им. Прокурор была солидарна с озвученными доводами.

Выслушав доводы сторон, судья решила не выносить решение, а затребовать из Лефортовского СИЗО справку о состоянии здоровья арестованного. «Мы согласны и считаем, что должно быть проведено полное, всестороннее и независимое обследование», — сказал Сергей Ларионов. Он добавил, что с 5 апреля защите не дают свидания с Соловьевым и не допускают к делу. «Мы считаем, что на него может оказываться давление, так как фактически 20 дней Соловьев лишен защиты», — сказал адвокат в беседе с Business FM.

Заседание продолжится 26 апреля. Ожидается, что в этот день суд примет решение о возможности смягчения экс-чиновнику меры пресечения. Если выяснится, что состояние его здоровья действительно оставляет желать лучшего, то его могут перевести под домашний арест.

По данным СКР, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарки в Удмуртской Республике, взятки в виде денег на общую сумму 139 млн рублей, а также в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн рублей. Как установил СК, в обмен чиновник должен был обеспечить внеочередную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр, на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси.

Соловьеву предъявлено обвинение в двух эпизодах получения взяток в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Ему грозит от восьми до 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового. Ранее Владимир Путин уволил чиновника с должности главы региона в связи с утратой доверия.