Террористическую сеть для России плетут в Средней Азии?
Об этом свидетельствуют результаты операций спецслужб: все задержанные и уничтоженные террористы — уроженцы республик СНГ. По мнению экспертов, мигрантская среда является удобной почвой для вербовки экстремистов
Читать на полной версииУ ФСБ появились новые подозреваемые в подготовке терактов в метро Санкт-Петербурга.
В среду в Москве спецслужбы задержали старшего брата предполагаемого организатора взрыва Аброра Азимова. Еще одна спецоперация прошла под Владимиром. Там были ликвидированы двое уроженцев Центральной Азии. Мужчины оказали вооруженное сопротивление силовикам. По информации ФСБ, подозреваемые были связаны с вербовщиками международных террористических организаций, изучали технологии изготовления взрывчатки и планировали теракты на территории России.
Версия о террористе-одиночке, спустя две недели после трагедии в метро, оказалась полностью несостоятельной. Спецслужбы задерживают причастных к теракту и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Их счет перевалил за десяток. Параллельно проходят аресты вербовщиков, сочувствующих и тех, кто готовился провести новые теракты. География тут еще шире: от Владимира до города Ош в Киргизии, который, судя по сообщениям ФСБ, объединяет всех участников теракта в петербургской подземке. То есть речь идет о развитой сети террористов — выходцев из Средней Азии, которые действовали по приказу кураторов из международных террористических организаций. В этом, в частности, признался предполагаемый организатор взрыва в петербургском метро — Аброр Азимов. Как считается, именно он готовил смертника Джалилова, а финансирование теракта шло через старшего брата Азимова — Акрима. Его тоже задержали в Москве, с боевой гранатой в поясной сумке. Как получилось, что выходцы из стран СНГ стали угрозой — не в привычном криминальном, а в террористическом плане?
Сергей Гончаров президент международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» «Наше, как мы говорим, южное «подбрюшье», бывшие наши республики. В первую очередь, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Вот это для нас сейчас проблема номер один. Почему? Давайте говорить откровенно. Эти страны, которые я назвал, не имеют ни серьезных спецслужб, ни сильной экономики, ни нормальных вооруженных сил. То есть это страны экономически, будем прямо говорить, отсталые. Поэтому надеяться на них, что они что-то могут противопоставить разгулу терроризма и тем своим гражданам, которые воевали на стороне ИГИЛ, для нас это проблема номер один».
Сколько трудовых мигрантов живут и работают в России, счету не поддается. Сколько из них готовы освоить взрывное дело и спуститься в подземку — неизвестно. Политика в области трудовой миграции четыре года назад привела к массовой драке в Бирюлеве и нападению выходца из Средней Азии на полицейского на Матвеевском рынке. После этих событий, по крайней мере, в Москве, навели видимый порядок с мигрантами, но взрывы в Петербурге — свидетельство, что усилий было недостаточно. Сама мигрантская среда оказалось плодородной почвой для появления террористов, мотивы которых связаны больше с экономикой, чем с идеологией, считает полковник ФСБ в отставке Алексей Филатов.
Алексей Филатов полковник ФСБ в отставке «Я считаю, что исполнителем терактов является любая криминогенная среда. И практически в основе всех движений лежит экономический фактор. Не будет финансирования этой деятельности, не будет никакой этой деятельности. Радикализм просто позволяет уменьшить стоимость изготовления и стоимость производства такого террористического акта. Но, еще раз повторяю, что именно криминогенная среда, именно количество преступных групп организованных, являются хорошей почвой для производства террористических деяний».
Как решать эту проблему, тоже непонятно. Закрыть границу с неблагонадежными соседями по причине террористической угрозы не позволят тесные и дружеские отношения, а проверять с пристрастием каждое кафе или автосервис, где работают выходцы из стран СНГ — не хватит никакого личного состава. Тем более что многие из них уже никакие не гастарбайтеры, а граждане России с паспортами в кармане. После взрыва в Петербурге можно предположить появление нового поколения террористов, еще более незаметных и непредсказуемых, чем в свое время боевики с Северного Кавказа.