Басманный суд Москвы 18 апреля санкционировал арест 26-летнего уроженца Киргизии Аброра Азимова, который, по данным спецслужб, готовил смертника к взрыву в петербургском метро. Сам подозреваемый заявил, что лишь частично признал вину, и не понимал, во что оказался втянут.

Назначенное на 14:00 слушание началось с опозданием в два часа из-за того, что судья Артур Карпов оказался занят в другом процессе. Доставленный под конвоем подозреваемый — худой молодой человек — выглядел подавленным. Он был одет совсем не так, как накануне, когда видео с его задержанием облетело всю страну: на нем был костюм с чужого плеча и ботинки без шнурков, которые ему были сильно велики. Куда делась собственная одежда Азимова, для всех осталось загадкой.

Поскольку Азимов — этнический узбек, в суд пригласили переводчика с его родного языка. Но его помощь так и не понадобилась. Оказалось, что подозреваемый бегло, хотя очень тихо говорит по-русски.

Отвечая на вопросы судьи, подследственный сообщил, что прописан во Владимирской области, но проживает в поселке Лесной городок Одинцовского района Подмосковья. Кстати, именно там жили и работали в местном кафе «Лесной» двое других его предполагаемых соучастников: повар Содик Ортиков и заготовщица зелени Шохиста Каримова. Их суд поместил в СИЗО еще 7 апреля.

Азимов был задержан сотрудниками ФСБ 17 апреля в Одинцовском районе Подмосковья. По данным спецслужбы, именно он «осуществил подготовку» террориста-смертника Акбаржона Джалилова, который взорвал себя 3 апреля в петербургском метро, унеся с собой жизни еще 14 человек. Вычислить злоумышленника смогли благодаря телефонным звонкам: оказалось, что смертник звонил Азимову за несколько минут до теракта. При задержании у мужчины обнаружили пистолет Макарова, мобильные телефоны и сим-карты. Он не стал отпираться и на вопрос, знает ли он, за что его задержали, ответил утвердительно.

Об Азимове известно, что хоть он и узбек, однако родился и вырос в Джалал-Абадской области Киргизии. В 2013 году он получил гражданство России. Россиянином также был и смертник. Когда в суде устанавливали его личность, задержанный выглядел смущенным. Он сказал, что окончил только семь классов и у него есть ребенок, которому 2,5 года.

В обосновании ареста представитель Следственного комитета привел стандартные доводы. Он утверждал, что на свободе Азимова оставлять нельзя: в противном случае подозреваемый может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью или «вступить в контакт с не установленными пока соучастниками».

«В ходе допроса Азимов подтвердил свое участие в подготовке взрыва. Учитывая, что он подозревается в совершении преступлений, относящихся к категории особо тяжких, прошу заключить его под стражу до 3 июня», — попросил следователь. Его ходатайство поддержал прокурор, который заметил, что Азимов не проживал по месту регистрации.

Сам задержанный против ареста не возражал, однако заявил, что не знал, во что оказался втянут. Азимов пытался свести свою роль к минимуму. «На арест согласен. Но то, что я признал причастность к взрыву, — я это не говорил», — сказал он. Он назвал свое участие в подготовке взрыва «непрямым». «Я не осознавал, что помогаю этому действию. Мне давали команды», — убеждал он суд. «То есть вы не понимали, что оказывали содействие террористической деятельности?» — спросил судья и получил утвердительный ответ.

В то же время представитель Следственного комитета был не согласен с этим заявлением. «У следствия есть все основания полагать, что Азимов причастен к взрыву, исходя из показаний, в том числе тех, которые он дал вчера», — сказал он. Он добавил, что о причастности задержанного к подготовке теракта свидетельствует совокупность и других собранных следствием доказательств. «И показания, которые вы дали, в том числе», — сказал он, глядя в глаза Азимову. Следователь сообщил, что подозреваемый рассказал о своей роли, однако в чем она заключалась, так и не уточнил. «Он не говорил, что непосредственно совершал взрыв, но он рассказал свою роль», — сказал представитель СК.

Перед началом процесса адвокат задержанного Армен Задоян заявил, что его подзащитный признал вину. С учетом мнения своего подзащитного он просил ходатайство следователя удовлетворить. Выйдя из совещательной комнаты через 20 минут, судья Артур Карпов так и поступил, заключив Аброра Азимова в СИЗО до 3 июня. Как следовало из решения суда, в течение 45 суток СКР должен предъявить ему официальные обвинения или освободить его. Ему инкриминируется совершение теракта и незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3 ст. 205 и ч. 2 ст. 222.1 УК РФ). Только по первой статье ему грозит от 15 до 20 лет или пожизненное заключение.

Всего в настоящее время вместе с Азимовым по делу о теракте в петербургском метро арестованы девять человек.