Эколого-политические проблемы «Северного потока-2»
Проблемы «Северного потока-2», ранее касающиеся только политической плоскости, теперь затронули тему экологии. Так, стало известно о планах Дании заблокировать строительство газопровода
Читать на полной версииНа уходящей неделе по поводу строительства нового газопровода по дну Балтийского моря появилось две новости. Представители компании Nord Stream 2 AG сообщили, где строительство будет происходить на российской территории. А за пару дней до этого появилось сообщение, что правительство Дании собирается внести поправки в законодательство страны, которые могут позволить заблокировать проект строительства через ее территориальные воды.
В конце марта Еврокомиссия обратилась к Дании и Швеции с извещением ее своей позиции по газопроводу «Северный поток-2». Основываясь на заключении польских экспертов, комиссия заявила, что «проект не соответствует целям Энергетического союза, поскольку он не дает доступа к новым источникам газа и укрепляет позиции России как крупнейшего поставщика на европейском рынке». Еврокомиссия хочет получить согласие со стороны заинтересованных правительств на то, чтобы положения третьего энергетического пакета применялись к офшорной части газопровода. И начать по этому поводу переговоры с Россией. «Северный поток-2» проходит через территориальные воды четырех стран — Дании, Финляндии, Германии и Швеции. Согласовывать надо со всеми. Причем, если то, что поляки — принципиальные противники, а немцы — принципиальные сторонники строительства, понятно, то почему недовольство вдруг проявила Дания, не совсем понятно, считает ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Компания Nord Stream 2 AG объявила в среду, что из двух возможных вариантов строительства на российском побережье она выбрала строительство через Кургальский заказник в районе Усть-Луги. И тем самым дала в руки козыри противникам строительства. Ведь, кроме того, что это охраняемая территория, по российскому законодательству, она попадает под действие двух международных природоохранных конвенций — Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря и Рамсарской конвенция о водно-болотных угодьях. В районе насчитывается порядка десятка видов краснокнижных растений, и расположены гнездовья редкого вида орлана-белохвоста. Скорее всего, выбор был принят по простому принципу — сделать дешевле и проще, считает руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.
Михаил Крейндлин руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям «С тех пор, как Nord Stream 2 полностью отказался от маршрута параллельно трассе Nord Stream 1, у него было два варианта: один через Кургальский заказник, второй вариант — это мыс Колганпя, это восточнее, там береговой участок не затрагивается никакими охраняемыми территориями. Как говорят сотрудники Nord Stream 2, вариант через Нарвский залив на 40 километров короче, меньше времени строительства и меньше согласований надо получать, потому что по Сойкинскому полуострову надо согласовывать с военными, а Нарвский залив именно за счет того, что он фактически не затронут хозяйственной деятельностью. Там нет ничего».
Как Nord Stream 2 AG предполагает вести строительство через Кургальский заказнике? Да очень просто! Через заказник собираются прорубить просеку шириной 85 метров и длиной около четырех километров, где выкопают две траншеи метров по десять глубиной каждая — для труб — и построят дорогу. Для сравнения: на немецком берегу, где природа хоть и прекрасная, но не столь ценная, как под Усть-Лугой, лес трогать никто даже не помышляет. Там трубы газопровода будут тянуть глубоко под землей — в специально сооружаемых тоннелях. Дороже, конечно, но иначе протесты будут такие, что ни одно правительство не устоит.