Полиции позволят стрелять по толпе на поражение?
Поправки могут внести в закон «О полиции». В Госдуме предлагают уравнять в правах полицейских и сотрудников ФСБ и Росгвардии, которые не так давно получили право стрелять на поражение
Читать на полной версииСнять ряд сейчас существующих ограничений для полиции открывать огонь по людям предлагают авторы соответствующего законопроекта, председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев и его первый заместитель (также от фракции «Единая Россия») Эрнест Валиев. Поправки к закону «О полиции» и ряду других законов предполагают наделить полицейских приблизительно такими же правами, что не так давно получили сотрудники ФСБ и Росгвардии.
В закон предлагается записать то, что «Государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей». Попросту говоря, полицейский почти в любой ситуации будет заведомо прав. Кроме того, в законопроекте говорится, что полицейский может открывать огонь на поражение «При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние», а в пояснительном документе, что «...сотрудник полиции может применять оружие с целью предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, а также административные здания органов государственной власти, в том числе при скоплении граждан...».
Такое резкое расширение прав полиции опасно и не совсем понятно, чем оно продиктовано, считает полковник милиции в отставке, адвокат и член Совета по правам человека при президенте Игорь Пастухов.
Игорь Пастухов полковник милиции в отставке, адвокат и член Совета по правам человека при президенте «Законопроект в части применения оружия и специальных средств похож на закон «О ФСБ», закон «О Национальной гвардии» и закон «О правах подразделений ФСИН». Совет при президенте по правам человека готовил письменное заключение, совет тогда полагал, что крайне важно, чтобы применение оружия происходило только в условиях «крайней необходимости». Это когда применяемое насилие меньше, чем то, что предотвращается. Когда опасность можно устранить только этими средствами и никакими другими. Опасение вызывает само направление законотворчества на снятие страха сотрудников правоохранительных органов перед применением оружия. Это все-таки не совсем то же самое, что «крайняя необходимость». У нас традиция излишнего применения силы давно в государстве сложилась. Поддержку этой традиции мы видим опасной при формулировке законов. У нас ведь до сегодняшнего года не возникало необходимости снятия тех ограничений, которые сама же Госдума написала в законе «О полиции» — о запрете применять огнестрельное оружие, когда могут пострадать люди в толпе. У нас ведь в стране ничего экстраординарного не произошло, ведь мы закон «О полиции» принимали не очень давно. Сказать, что у нас обстановка в обществе так накалилась за эти годы, что требуется именно в таком плане изменять законодательство, тоже вроде не просматривается никаких признаков».
В России насчитывается почти 800 тысяч полицейских. На душу населения это в два раза больше, чем в США, где полиция также имеет достаточно широкие права для того, чтобы открывать огонь на поражение. Однако стоит оговориться, что в США владение и ношение огнестрельного оружия гражданами легально в большинстве американских штатов.