Пресненский суд Москвы в понедельник заключил под стражу 25-летнего преподавателя Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Дмитрия Богатова. Он был взят под стражу в рамках уголовного дела о призывах к массовым беспорядках в Москве и регионах 2 апреля 2017 года. Следствию удалось добиться этого с третьей попытки.

На заседании суда задержанный — молодой человек среднего роста — все время щурился. Было заметно, что он взволнован. Передать ему очки, которые принесла в суд его мать, конвой наотрез отказался.

Ходатайство первого отдела по расследованию особо важных дел ГСУ СК Москвы о заключении Богатова под стражу рассматривал судья Евгений Найденов, который сейчас также слушает дело бизнесмена Сергея Полонского. В минувшую пятницу, 7 апреля, он уже отказался поместить Богатова в СИЗО. Тогда педагог находился в статусе подозреваемого. Судья указал, что инкриминируемая ему часть 3 статьи 212 УК РФ (призывы к массовым беспорядкам) относится к категории небольшой тяжести. После этого следователи в ночь на субботу, 8 апреля, экстренно возбудили еще одно дело. Математику предъявили обвинение по более тяжкой статье — в призывах к терроризму (ч.2 ст.205.2 УК РФ). Также ему инкриминировали приготовление к организации массовых беспорядков (ч.1 ст.30, ч.1 ст.212 УК РФ). И если первая статья предусматривает наказание на срок до 7 лет лишения свободы, то по второй подследственному грозит половина от максимально возможного наказания (до 15 лет заключения). После предъявления обвинения Богатову следователи в субботу снова вышли в суд с ходатайством о его аресте. Однако судья решил не торопиться и отложил заседание на понедельник для того, чтобы стороны собрали доказательства в обоснование своих позиций.

Преступление и его предварительная оценка

Предъявленное Богатову обвинение связано с двумя публикациями на сайте sysadmins.ru. Они были сделаны под псевдонимом Айрат Баширов. Первая запись ничего крамольного не содержала. Ее автор требовал «системных изменений в стране». Во второй фактически содержалась инструкция по захвату отделений полиции и прокуратуры. Это, по замыслу автора публикации, должно было привести к дестабилизации в стране. «Эффект 200%. Однако следует учитывать, что после такого финта ушами в город могут ввести армейские подразделения», — предупреждал автор послания.

Следователь Валерий Аракелов сразу же перешел в наступление. Он попросил суд приобщить к материалам дела письмо из ФСБ, которая осуществляет оперативное сопровождение дела. Спецслужба успела провести предварительную оценку выложенных воззваний. Специалисты языковедения РАН изучили второй манифест и усмотрели в них признаки призывов к террористической деятельности. «К ним причастен Богатов», — заявил сыщик. Также он сообщил, что во время допроса выяснилось, что молодой человек собирался 12 апреля поехать в Италию, у него имеется загранпаспорт и открытая шенгенская виза.

«Оставаясь на свободе, он может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью или оказать давление на свидетелей», — сказал Аракелов и попросил отправить молодого человека в СИЗО до 8 июня. С ним был солидарен прокурор Эдуард Багдасаров.

Он отметил, что парень «обладает познаниями в сфере современных технологий, в связи с чем может уничтожить доказательства по делу».

Алиби

После этого трое защитников фигуранта озвучили свои контраргументы. «Поездку с супругой за границу они планировали еще давно», — сказал первый адвокат обвиняемого Александр Мордвинов.

Он заявил о наличии алиби у Богатова. По словам защитника, днем 29 марта его клиент вместе с супругой были в спортзале, а вечером отправились домой. Адвокат утверждал, что педагог просто не мог выложить на форум радикальное сообщение, которое появилось в сети в 22 часа 25 минут. Он вместе с женой лишь в 21 час 21 минуту покинули магазин «Вкус Вилла», и за четыре минуты никак не могли преодолеть расстояние до дома в 1,4 километра. Для этого бы потребовалось как минимум 17 минут, указал он.

Юрист добавил, что следователи проанализировали IP-адреса, по которым в 2015 году человек под никнеймом Айрат Баширов выходил в Интернет. Делал он это почти с 700 различных адресов из различных стран мира: Нидерландов, Великобритании, Японии, России.

«Уже после задержания моего подзащитного данный гражданин продолжает постить сообщения. И это явно не мой подзащитный!» — возмутился Александр Мордвинов. Он был уверен: выводы о виновности его клиента основаны только «на фантазии» оперативника, составившего рапорт.

Математик-пацифист

«Богатов женат, он пацифист, вегетарианец, математик. Он выбрал своим призванием науку, которая предусматривает холодный расчет и логику. Это дико контрастирует с текстом зловещего сообщения, пропитанного ненавистью к людям, которое было размещено в 22.25», — привел последний аргумент юрист.

Двое других защитников обвиняемого Владимир Лебедев и Алексей Тепцов назвали возбуждение уголовного дела по более тяжким статьям «местью» следственных органов.

«У него изъята вся электронная аппаратура, как он может уничтожить следы преступления?» — недоумевал Владимир Лебедев.

«После того, как у следователей не получилось арестовать Богатова по одной статье, они решили: «Мы тебя закроем по другой». Но обстоятельства остались теми же. Ходатайство следствия незаконно. Прошу отказать в его удовлетворении», — призвал суд третий адвокат педагога Алексей Тепцов.

Сам парень сказал, что ни в чем не виноват. «Я не совершал этого преступления, у меня не было такой возможности», — сказал он. Богатов заверил, что не будет скрываться от следствия, и он «готов содействовать работе СК в раскрытии преступления, дабы полностью очистить свое имя».

Однако Евгений Найденов, проанализировав доводы сторон, удовлетворил ходатайство СК по Москве. В его постановлении говорилось, что суду представлены материалы, «из которых усматривается, что Богатов мог совершить преступление». Кроме того, инкриминируемые ему деяния «в условиях социальной напряженности» представляют повышенную опасность.

Решение суда стало настоящим ударом для матери обвиняемого Маргариты Богатовой, она упала на пол, чуть не потеряв сознание. Судья распорядился вызывать скорую помощь. «Разве он преступник? Преступник по улице ходит!» — рыдала в коридоре женщина. Защитники пообещали обжаловать принятое решение в апелляции.