Валерий Борщев: Общественная палата ставит «жесткий барьер для правозащитников»
«Общественная палата не справляется с функциями формирования ОНК», — так член Московской Хельсинкской группы прокомментировал выборы в общественные наблюдательные комиссии
Читать на полной версииОбновлено 15:30
Правозащитники на выборах в общественные наблюдательные комиссии снова остались в меньшинстве. Многие из них не вошли в ОНК, которым предстоит контролировать соблюдение прав человека в тюрьмах и СИЗО.
Это вызвало опасение, что теперь комиссии могут превратиться в ручную структуру, поскольку в нее теперь входят в основном ветераны правоохранительных органов и ФСИН, то есть права заключенных теперь будут защищать бывшие силовики. При этом 7 апреля Госдума в первом чтении одобрила законопроект, разрешающий дополнительный набор членов в ОНК, контролирующие соблюдение прав человека в местах принудительного содержания.
Решат ли проблему дополнительные выборы? Отвечает правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, член ОНК Подмосковья Валерий Борщев:
Валерий Борщев правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, член ОНК Подмосковья «А что изменится? Опять будет та же ситуация, опять будут кандидаты, опять будет эта рабочая группа, опять в этой рабочей группе мы будем отстаивать правозащитников. Дальше повторится та же ситуация, что и сейчас. Это абсолютно ничего не изменит, потому что дважды Общественная палата продемонстрировала, что поставит жесткий барьер для правозащитников. Я думаю, что то же самое повторится, когда будет донабор. По порядку, который определен, на основании рекомендаций членов рабочей группы комиссия Общественной палаты дает рекомендации членам совета палаты, а члены совета, поскольку они действительно не знают многих правозащитников, на основании этих рекомендаций голосуют. И тут произошла странная вещь: у нас сложилось ощущение, что те, кого рекомендуют правозащитники, члены рабочей группы, это как бы антирекомендация, их исключают. Я считаю, что Общественная палата не справляется со своими функциями формирования ОНК и надо у нее отобрать это монопольное право. Мы предлагаем или передать это право опять уполномоченному по правам человека, или создать комиссию на паритетных началах из представителя уполномоченного по правам человека, Совета по правам человека и Общественной палаты».
Вопрос о довыборах в ОНК возник после того, как Совет по правам человека раскритиковал ход формирования комиссии в ноябре прошлого года в 42 субъектах Российской Федерации. Тогда часть известных правозащитников не попала в состав ОНК.
«Нас не хватало, сейчас нас стало еще меньше», — сказала в интервью Business FM зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева.
Ева Меркачева зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «В качества примера я часто привожу Мордовию. Там выбрали всего лишь девять членов в ОНК. Мордовия сама по себе занимает огромную территорию, и для того, чтобы даже просто объехать все колонии, которые там есть, требуется больше недели, и явно девять членов ОНК не смогут позволять себе вот так бесконечно ездить, потому что у всех есть работа, ведь вся эта правозащитная деятельность — это просто дополнительная общественная нагрузка, не более того. Поэтому мы просили сделать довыборы, чтобы было больше членов ОНК. То же самое и с Москвой: у нас выбрали чуть больше 30 человек, мы просили добрать до 40 человек — на наш взгляд, это тот минимальный лимит, который должен касаться Москвы, потому что в Москве огромное количество изоляторов, ИВС (изолятор временного содержания — Business FM). Мы даже тогда, когда нас было 40 человек в составе, не всегда могли посетить все отделения полиции. Я помню, мы с Бабушкиным, членом Совета по правам человека, когда он был в ОНК, приезжали в несколько отделений полиции и выясняли в ужасе, что там до нас не было никого года два или три, и там была масса проблем. Мы видели, что там людей содержат без воды, без еды, что там нет никаких постельных принадлежностей, что задерживают людей на 42 часа больше, чем положено по закону. В общем, масса всяких нюансов и нарушений, которые связаны именно с защитой людей и задержанных. Мы не могли тогда сделать комплексную большую проверку, потому что нас не хватало. Сейчас нас стало еще меньше».
Выборы в общественные наблюдательные комиссии прошли на прошлой неделе в 13 регионах. Новые члены ОНК в ближайшие три года будут следить за тем, как соблюдаются права человека в отношении россиян, находящихся в тюрьмах, изоляторах и колониях.