За взрыв в метро арестовали повара и заготовщицу зелени
В Москве арестованы двое предполагаемых соучастников подготовки теракта в петербургском метро: мужчина и женщина. Уроженцы Средней Азии работали в подмосковном кафе. Следователи установили связь первого со смертником. У второй прямо в сумочке нашли гранату. Защита фигурантки уже заявила о фальсификации доказательств
Читать на полной версииБасманный суд Москвы 7 апреля санкционировал арест двух работников подмосковного кафе «Лесной». Повар Содик Ортиков и заготовщица зелени Шохиста Каримова подозреваются в причастности к подготовке взрыва в метро Санкт-Петербурга, который 3 апреля унес жизни 13 пассажиров и смертника. И если доказательства связи первого с террористами выглядели убедительными, то насчет виновности женщины у многих закрались сомнения.
Ходатайства Следственного комитета России об избрании подозреваемым меры пресечения в пятницу рассматривали судьи Елена Ленская и Юлия Сафина.
Первым в зал суда завели 39-летнего гражданина Таджикистана Содика Ортикова. Смуглый мужчина в спортивных штанах и серой куртке сообщил, что до задержания работал поваром в кафе «Лесной», которое находится в поселке Лесной городок Одинцовского района Подмосковья. Он имеет среднее образование, а на его иждивении находится семилетняя дочь.
Следователь Андрей Жигулин попросил заключить мужчину под стражу. Свою просьбу он мотивировал тем, что Ортиков подозревается в совершении тяжкого и особо тяжкого преступлений: незаконном хранении взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также в совершении теракта (ч.2 ст.222.1 и п. «б» ч.3 ст.205 УК РФ). Следователь был убежден: если оставить фигуранта на свободе, он непременно скроется, продолжит заниматься преступной деятельностью или вступит в контакт с неустановленными пока соучастниками.
«Набор» террориста
«В ходе обыска у Ортикова по месту жительства были найдены граната Ф-1, два промышленных детонатора, а также микросхема», — привел следователь последний аргумент. Ходатайство об аресте потребовал удовлетворить и прокурор.
Сам подозреваемый через переводчицу заявил, что не причастен к преступлению и просил не заключать его в СИЗО. На ломанном русском языке он сообщил, что найденное ему не принадлежит. «Это не мои вещи. Это предметы, которые оставил мой друг, уехавший в Таджикистан», — сказал Ортиков и назвал фамилию некоего Озизова.
Задержанный называл себя «простым работягой», который прибыл в Россию, чтобы кормить семью. «Я даже в армии не служил», — добавил он под конец, дав понять, что не знает, как выглядят оружие и боеприпасы.
Назначенный подозреваемому адвокат Игорь Разин просил отказать в аресте. Однако судья Елена Ленская не поверила задержанному. Оглашая решение, она сообщила, что суд проверил данные о причастности мужчины к инкриминируемому преступлению и нашел их обоснованными. По словам судьи, причастность Ортикова к подготовке теракта подтверждается оперативно-розыскными мероприятиями, в ходе которых было установлено, что 22-летний смертник Акбаржон Джалилов до совершения теракта неоднократно звонил на номер, с которого, в свою очередь, осуществлялись звонки Ортикову. В итоге повара отправили в СИЗО до 3 июня.
После этого и следователь, и прокурор перешли в зал судьи Юлии Сафиной. Туда под конвоем доставили маленькую заплаканную женщину, одетую в длинную коричневую куртку с меховым капюшоном и белые кожаные тапки без пяток. Было заметно, что 46-летняя гражданка Узбекистана Шохиста Каримова находится на грани истерики.
Она сообщила, что имеет троих детей, находится в разводе и лишь ее младшая дочь несовершеннолетняя. На вопросы суда задержанная сообщила, что работала в кафе «Лесной» заготовщицей зелени.
Следователь передал суду справку из ИВС, в которой говорилось, что женщина может участвовать в процессе, и жалоб на здоровье с ее стороны нет было. На это сразу последовали возражения адвоката Мусы Абдулвахабова. «Вчера в десять часов вечера у моей подзащитной чуть не было приступа, она еле держалась. А тут написано, что жалоб на здоровье нет!», — возмутился он.
«Подброшенные» доказательства
Просьбу об аресте Каримов, как и в случае с предыдущим фигурантом, представитель СК объяснил тяжестью подозрений, а также отсутствием у подозреваемой российского гражданства.
Оказалось, что у нее дома также нашли кое-какие боеприпасы и элементы взрывных устройств: гранату Ф-1, два промышленных детонатора и микросхему.
Однако защитник заявил, что Каримова не имеет никакого отношения к теракту, а доказательства ей подбросили оперативники, которые приехали на съемную квартиру женщины в поселок Лесной городок раньше следователей.
«Я не помню случая, чтобы оперативные службы появлялись в местах проведения обысков прежде, чем следователи. А здесь это было допущено», — указал адвокат. Он отметил, что граната была найдена в дамской сумочке Каримовой, которая лежала на кровати. «То есть террористка практически в открытую носила при себе гранату!», — усомнился в доводах следствия Абдулвахабов.
Ссылаясь на слова своей подзащитной, он рассказал, как оперативники фабриковали улики: они взяли запал от гранаты и микросхемы и насильно протерли их о волосы задержанной для того, чтобы на предметах «остались биологические следы». «Это настоящая кампанейщина по борьбе с терроризмом, и Каримова попала под эту кампанейщину», — негодовал адвокат.
Он добавил, что его клиентка на протяжении 25 лет не выезжала из Узбекистана. В Россию она приехала в сентябре прошлого года и выполняла в кафе самую грязную работу — трудилась посудомойкой, мыла зелень.
«Откуда она может знать других, и какую причастность она может иметь к взрыву в Санкт-Петербурге? Посмотрите на нее! Человек абсолютно невиновен, и не будет она признавать себя виновной», — выступал адвокат. Он заверил, что Каримова не смогла бы скрыться у себя на родине, ведь все бывшие страны Советского Союза имеют с Россией договора о выдаче.
Когда судья вынесла решение, у Каримовой по дороге в конвойное помещение случилась истерика. Женщина прокричала, что ее «подставили». Однако Юлия Сафина нашла доводы следствия убедительными. При этом в своем решении она не назвала каких-либо дополнительных обстоятельств причастности многодетной матери к теракту, санкционировав ее арест до 3 июня.
Услышав решение суда, женщина разрыдалась и еще долго не утихала, пока ее адвокат ждал копию судебного постановления.
Отработка связей
Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов говорит, что арест фигурантки может быть связан с планами следователей тщательно отработать все связи Шохисты Каримовой с ее окружением, часть из которого может иметь отношение к теракту и, возможно, общалась с ней по работе. «Им надо выяснить все имена, расспросить женщину, кто с кем общался, были ли эти люди приверженцами радикальных взглядов. А когда человек сидит в СИЗО, все понимают, что в таких условиях с ним «работать» гораздо легче. Возможно, Каримовой впоследствии и не предъявят обвинение в терроризме, оставив лишь хранение боеприпасов для того, чтобы обосновать ее содержание под стражей», — полагает юрист.
Муса Абдулвахабов сообщил Business FM, что обжалует решение Басманного суда в Мосгорсуде. Тем временем Невский районный суд Санкт-Петербурга 7 апреля поместил под стражу в рамках дела о теракте в петербургском метро еще шестерых уроженцев Средней Азии: Сейфуллу Хакимова, Ибрагибжона Ерматова, Дилмурода Муидинова, Бахрама Ергашева, Азамжона Махмудова и Махамадюсуфа Мирзаалимова.
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, «следствие устанавливает роль каждого из них в совершении преступления и в ближайшее время планирует предъявить им соответствующие обвинения».