Бывают ситуации, когда равнозначный раздел имущества при разводе затруднен. Например, когда у семейной пары была одна квартира и одна машина. Допустим, бывший муж получил машину, жена — квартиру. Поскольку квартира стоит дороже, то договорились о компенсации, которую бывшая жена мужу должна заплатить. Минфин считает, что в такой ситуации мужчина должен заплатить налог 13% с этой компенсации. Правда, в случае, если раздел имущества происходит после развода, следует из письма Минфина, ведь они уже по сути друг другу никем не приходятся, а значит соглашение является гражданско-правовой сделкой.

Юристов такая норма, мягко говоря, удивила: ведь это именно компенсация, а не доход. Нет экономической выгоды. Значит, и подоходного налога быть не должно. Минфин в своем письме ссылается на соответствующую норму Налогового кодекса, но фактически его вывод противоречит этой норме. НДФЛ в таких ситуациях выплачиваться не должен, считает адвокат, руководитель практики налогового и таможенного права, партнер юридической фирмы «ЮСТ» Максим Ровинский.

Максим Ровинский руководитель практики налогового и таможенного права, партнер юридической фирмы «ЮСТ» «Позиция Минфина не выдерживает никакой критики с точки зрения законодательства и с точки зрения логики. Если один супруг получил имущество большее по стоимости и выплачивает в связи с этим другому супругу часть стоимости своей доли, это не что иное, как компенсация. То есть приведение имущественного состояния супругов в то положение, которое, собственно, и предполагается семейным кодексом. Семейный кодекс предполагает, что при разделе имущества доли супругов равны. В любом случае, соглашение о расторжении брака и разделе имущества регулируется семейным кодексом. И не важно, когда данное соглашение исполняется, даже не важно, когда оно заключено: до расторжения брака или после расторжения брака в любом случае — данное соглашение не является гражданско-правовой сделкой».

Логика письма Минфина не ясна, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Селютин и партнеры» Александр Селютин.

Александр Селютин управляющий партнер юридической фирмы «Селютин и партнеры» «Почему? Никакого разъяснения, никакой логики. Совершенно не понятно, почему те, кто готовили это письмо, пришли к такому выводу. Более того, остается открытым вопрос: если бывшие супруги решили заключить не соглашение о разделе имущества, а обратились в суд, и суд присудил одному из них компенсацию. Это облагается или нет? В письме об этом вообще не говорится. Это действительно вызывает недоумение».

Лучшее, что может произойти с данным письмом — это его отзыв Минфином или негласное игнорирование налоговыми органами, считают юристы. Если налоговая постарается взыскать НДФЛ в описанной ситуации, такое решение можно обжаловать, как не правомерное. Но лучше учитывать риски, которые возникают из-за данного письма. Можно, например, договориться о выплате компенсации до официального расторжения брака. Но зачастую бывшим супругам сделать это сложно, и процедура раздела имущества затягивается на годы.