«Не важно, дачник или бизнесмен». За кражу электричества — шесть лет тюрьмы
Среди наказаний, указанных в поправках, которые депутаты «Единой России» направили в правительство и Верховный суд, также есть штраф в полмиллиона рублей и принудительные работы на срок до пяти лет
Читать на полной версииОбновлено 14:55
Депутаты «Единой России» предложили ввести уголовное наказание за воровство электроэнергии вплоть до шести лет лишения свободы. Законопроект уже направили в правительство и Верховный суд.
В случае принятия поправок за кражу электричества будут наказывать штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты за период от одного года до трех лет. Другой вариант — принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на полтора года или лишение свободы на шесть лет с выплатой штрафа.
В законе, по которому кража из нефтепровода и газопровода является уголовно наказуемой, электричество почему-то не упоминается, говорит один из авторов поправок депутат Михаил Старшинов.
Михаил Старшинов депутат Госдумы «На самом деле поправки носят больше формальный характер. Все уже было написано и работает. Единственное, что были указаны нефтепроводы и газопроводы, но про объект электрохозяйства авторы, видимо, забыли. Мы сейчас вносим эту норму, чтобы устранить правовой пробел. Кого это коснется? Тех, кто ворует: дачники это или какие-то производства, бизнесмены — не важно. Кто ворует, тех это и должно коснуться. Мы предлагаем частично декриминализовать эту норму. Все, что касается существующих мер ответственности, мы не трогаем: штрафы, лишение свободы, исправительные работы. Мы предлагаем: если человек добровольно покаялся в содеянном и компенсировал сумму украденного, то он имел бы возможность избежать уголовной ответственности. Мы надеемся, что такая норма не только будет отвечать духу времени, извините за пафос, но и станет дополнительной профилактической мерой».
По словам депутата, случаи кражи электроэнергии в последнее время участились, что приводит к большим убыткам энергетических компаний. Это и стало причиной появления поправок.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает уголовное преследование за кражу электроэнергии слишком жесткой мерой.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «Какие-то административные меры должны быть, но уголовное преследование — это довольно жесткая мера, и тут вопрос к правоприменительной практике: если это не будут применять, то и не надо устрашать людей и это вводить. Если это будут применять, то, естественно, должен быть какой-то совершенно вопиющий случай, чтобы уголовно преследовали за кражу электроэнергии. С одной стороны, это такой же товар, как и все остальное. Если вы воруете, то вы обыкновенный вор. Но с другой стороны, очень важно прописать, в каких масштабах и каким образом вы должны воровать, чтобы к вам применяли именно уголовное преследование, а не административное. Вряд ли какого-нибудь сельского жителя, который на провода кинул другие провода, так называемые сопли, подсоединился к сети и для своего телевизора незаконно отбирает электроэнергию, стоит преследовать как уголовно наказуемого. Скорее, большая проблема не воровства, а неплатежей за уже поставленную электроэнергию. Воровство есть, есть массовое воровство и незаконное подключение в определенных регионах, и неплатежи тоже разбиваются по регионам. Но, как правило, это не от хорошей жизни. Если благосостояние населения высокое, то народ и платит, и подключается законно».
Больше всего электроэнергии воруют на дачных участках — или элементарно за нее не платят. Долги неплательщиков ложатся на плечи добросовестных граждан, а компании, поставляющие электроэнергию, такая ситуация вполне устраивает, говорит председатель садового некоммерческого товарищества «ДОР» Зинаида Безрукова.
Зинаида Безрукова председатель садового некоммерческого товарищества «ДОР» «Конечно, люди воруют, и иногда воруют очень много. Мы просто устали ходить и ругаться, чтобы люди оплачивали. Этого воровства, может быть, и не было бы, потому что сети, которые находятся в садоводческом товариществе, мы могли бы сдать на обслуживание поставляющей нам энергию организации, чтобы люди платили напрямую. Но сдать наши подстанции — это такая проблема. Они приезжают и начинают к каждой мелочи придираться: не так столб стоит, не так щит висит. Такие условия ставят, что мы просто не можем сдать сети. Нет контроля со стороны энергосбыта, поэтому и идет воровство, и падает это все в данный момент на плечи всех остальных садоводов — мы же платим по общему счетчику. Самое главное, у нас такой закон, что мы их и отключить не можем. Говорят, вы не имеете право их отключать. Лучше всего наказывать рублем, чтобы рубль пошел в погашении долга, а остальная часть — в бюджет. А сажать — это мы можем пересажать полстраны. А толк какой? Я считаю, что это не выход».
Опрошенные Business FM эксперты отмечают, что сейчас главное не перегнуть палку, потому что предложенные меры могут вызвать сильную социальную напряженность.