Туризм выгоднее добычи угля. Почему «Арктикуголь» сменил профиль?
Убыточное госпредприятие стало зарабатывать на туристах. Причем большинство приехавших на Шпицберген — иностранцы. Насколько выгоден туризм в Арктике, и во сколько обойдется путешествие?
Читать на полной версииРоссийский государственный трест «Арктикуголь» из-за больших убытков был вынужден заняться туристическим бизнесом. Компания уже почти сотню лет добывает уголь на арктическом архипелаге Шпицберген. Однако, как рассказали руководители треста, добыча угля на Шпицбергене давно убыточна, поскольку запасы месторождений заканчиваются, и уголь не самого лучшего качества. В итоге компания решила заняться туризмом. Насколько это выгодно, и сколько будет стоить поездка в Арктику для российского туриста?
Тимофей Рогожин руководитель Центра арктического туризма «Грумант» треста «Арктикуголь» «Туристическая деятельность уже приносит большую валовую выручку, нежели уголь. В 2016 году мы приняли 32 тысячи человек, из которых российских туристов было около 600 человек. Но при этом, учитывая, что российские туристы приезжают на многодневные программы, а программы у нас от 5 до 8 дней и зимние, и летние, то, если берем финансовую составляющую, то по 2016 году около 30% выручки — от российских туристов. Самый дешевый вариант программы на 5 дней — 80 тысяч рублей без перелета, самый дорогой летом — 129 тысяч рублей за 8 дней, все включено, зимой — 185 тысяч рублей за 8 дней, все включено, без авиаперелета. Авиаперелет, если билеты покупать заранее, можно уложиться в сумму около 30 тысяч рублей, поэтому получается, что все под ключ вместе с перелетом из Москвы самый бюджетный вариант составляет 110 тысяч, самый дорогой — около 200 тысяч».
Впрочем, массовый туризм на Шпицбергене пока вряд ли возможен, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России, генеральный директор компании UTS Алексей Крылов.
Алексей Крылов вице-президент Ассоциации туроператоров России, генеральный директор компании UTS «Никакого массового туризма туда быть точно не может. Во-первых, потому что там нет никакой инфраструктуры для туризма. Во-вторых, встает вопрос — для чего, что там делать? Массовый туризм подразумевает массовый интерес, а массовый интерес лежит либо в плоскости экскурсионно-познавательной, либо в плоскости отдыхательно-восстановительной. Ни того, ни другого там нет, поэтому это такая экзотика только для людей, которые везде побывали или которым именно зачем-то надо там побывать, для чего-то отметиться. Я боюсь судить, потому что я не знаю, возможно, там какие-то уникальные красоты, но то, что я слышал, там территория не самая чистая. Вообще, вдоль всего побережья Ледовитого океана огромнейшее количество отходов, бочек, еще предстоит все очищать. В конце концов, если там придумают что-то, например, встречу с белыми медведями, может быть, там отдыхают котики или какие-то морские львы, заповедники, и там можно фотографировать, и как-то это все сделано, плюс обязательно должна быть инфраструктура. И я уверен, что зарубежных любителей такого арктического отдыха больше, чем наших, российских».
Как отмечают эксперты туриндустрии, все-таки Россия — холодная страна, и в свой короткий летний отпуск люди, как правило, хотят погреться у теплого моря.