Россия заплатит €95 тысяч беженцам, «застрявшим» в «Шереметьево»
ЕСПЧ решил, что РФ нарушила права четырех граждан Ирака, Сирии, Сомали и Палестинской автономии на свободу и личную неприкосновенность и статью конвенции «Бесчеловечное или унижающее достоинство обращение»
Читать на полной версииИстория четырех беженцев лежит где-то посередине между сюжетами фильмов «Терминал» с Томом Хэнксом и «Невероятные приключения итальянцев в России», в котором профессор был вынужден из-за отсутствия паспорта летать туда-сюда между Москвой и Римом. Так и сириец Хасан Ясен, не получив убежища в России, пытался вылететь в Турцию, где его отправили из-за отсутствия документов, которые забрали российские пограничники, обратно в Москву. Россияне вернули его в Турцию, Турция — опять в Москву. После этого он улетел в Бейрут, но туда его не впустили и посадили на обратный рейс. В результате с сентября 2015-го по июль 2016 года он был вынужден прождать в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», питаясь бутербродами, которые ему привозили сотрудники московского представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Похожие ситуации были и у троих других истцов в ЕСПЧ. Эти дела не уникальные, говорит председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.
Двоих истцов в результате согласились принять Дания и Швеция, палестинца — Египет, а сомалиец вернулся к себе на родину. Но то, что они так долго были вынуждены жить в крайне некомфортных условиях, спать на матрасах на полу в зоне вылета, не имели возможности нормально питаться и соблюдать личную гигиену, было признано ЕСПЧ нарушением их права на человечное обращение, свободу и безопасность.
Компенсация для четверых — 95 тысяч евро из российского бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков, и все из-за того, что конкретные чиновники не хотели брать на себя ответственность и принимать положенное по закону решение. Теоретически это именно они и должны платить из своего кармана, считает юрист международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов.
Дамир Гайнутдинов юрист международной правозащитной группы «Агора» «Нарушения прав граждан допускают конкретные чиновники, которые, как правило, остаются безнаказанными. Определить их не сложно, потому что во всех этих материалах дел в Европейском суде остались конкретные акты, на основании которых были нарушены права этих граждан. В этих актах должны быть указаны должностные лица, которые их принимали и выносили. Строго говоря, у Минфина в данном случае есть полномочия для того, чтобы регрессом предъявлять иски возмещения этих расходов, которые РФ понесла в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей конкретными чиновниками».
Размер компенсаций, которые Европейский суд по правам человека присуждает по искам против России, в последнее время значительно вырос. В конце 2015 года Владимир Путин подписал закон, позволяющий Конституционному суду полностью или частично игнорировать резолюции ЕСПЧ. Однако, похоже, сделано это было не из-за исков отдельных граждан, а из-за большого иска акционеров ЮКОСа, которым суд присудил почти 2 млрд евро компенсации. В 2017 году Конституционный суд принял решение, что Россия вправе ее не выплачивать.