Образцовый компромисс. Украинская «дочка» Сбербанка достанется «своим»?
Ее покупает сын Михаила Гуцериева Саид, у которого есть британское гражданство. Покупатель — консорциум, куда также вошел глава латвийского Norvik Banka Григорий Гусельников
Читать на полной версииСбербанк продает свою украинскую «дочку» сыну бизнесмена Михаила Гуцериева Саиду и банкиру Григорию Гусельникову. Сумма сделки неизвестна, наблюдатели предполагают дисконт. Сбербанк решил все-таки продать украинские активы после атаки радикалов и санкций со стороны украинского финансового регулятора.
Как только стало известно, что Сбербанк нашел покупателей на свою украинскую «дочку», радикалы, как по взмаху волшебной палочки, успокоились. Активисты тут же разобрали символическую бетонную стену возле офиса Сбербанка в Киеве и начали отдирать наклейки со здания. Хотя украинские СМИ трактовали событие так: банк покупает сын российского миллиардера Саид Гуцериев, тот самый, чья свадьба в прошлом году прогремела практически на весь мир.
Еще недавно казалось, что украинскую «дочку» Сбербанка купит кто-то из местных. Российские журналисты называли имя Игоря Коломойского, предполагая, что банк достанется ему за полцены. Однако Сбербанк нашел выход, и он явно обсуждался на самом верху в России, а вероятно, и в Киеве. О политическом и финансовом аспектах сделки рассуждает генеральный директор инвесткомпании «ВОЛГА Капитал» Станислав Машагин:
До введения украинских санкций против «дочки» Сбербанка этот актив оценивали в 600-700 млн долларов. Источники «Коммерсанта» уверяют, что новые покупатели вели переговоры еще до проблем с радикалами и Нацбанком. Тогда стороны не договорились о цене, но сейчас сделать это, наверное, было проще.
Есть еще мнение: покупка банка — это ответный ход со стороны Михаила Гуцериева, у которого хорошие партнерские и человеческие отношения с Германом Грефом. Он во время опалы помог Гуцериеву вернуться в Россию из Лондона. Потом бизнесмен сделал ответный жест — выкупил у Ахмеда Билалова долю в «Красной поляне» и помог Сбербанку достроить к Олимпиаде в Сочи многострадальный комплекс трамплинов. Перед обвалом нефтяных цен Герман Греф посоветовал Гуцериеву застраховать риски, на чем Михаил Сафарбекович заработал 700 млн долларов.
И вот очередное алаверды: Сбербанку пришлось продать украинское подразделение, зато покупают его «свои». Теперь ход за украинским регулятором. Нацбанк должен одобрить сделку и, возможно, отменить санкции против Сбербанка. Это один из ключевых моментов, замечает украинский экономист Андрей Блинов:
Андрей Блинов экономист «У Сбербанка России открыта большая кредитная линия на свою «дочку» на Украине, и сейчас российским материнским структурам после истории с признанием паспортов ДНР и ЛНР нельзя выводить ни дивиденды, ни роялти, ни прочие платежи, включая кредитные линии на такие материнские структуры. Будет ли сделано в данном случае исключение для банка, если, допустим, одним из условий сделки является погашение этой кредитной линии или, допустим, возврат ее материнской структуре? Это находится в череде интриг».
Заключение сделки, возможно, будет длиться не один месяц. Необходимо еще одобрение Риги, так как один из участников — латвийский Norvik Banka. Его основной владелец — бизнесмен Григорий Гусельников, выходец из «Бинбанка», который принадлежит семье Гуцериева-Шишханова, то есть тоже не чужой человек. Гусельникова в лицо знает вся страна: он, еще работая в «Бинбанке», много лет защищал интересы телезрителей в популярной передаче «Что? Где? Когда?», а потом стал хранителем традиций телеигры.
Григорий Гусельников, как и Саид Гуцериев, гражданин Великобритании. Получить гражданство этой страны ныне хоть и сложно, но можно, особенно если желающий инвестирует миллионы фунтов, например, в британские гособлигации. Тем не менее английские паспорта акционеров для Киева являются несомненным политическим плюсом.
Еще стоит вспомнить, как племянник Гуцериева-старшего Микаил Шишханов три года назад купил российскую «дочку» «Приватбанка» Игоря Коломойского «Москомприватбанк». Причем в те времена было принято национализировать российское имущество Коломойского, а «Бинбанк», как заявляли в «Привате», заплатил рыночную стоимость. Вероятно, в Киеве это тоже не забыли. Таким образом, в истории со Сбербанком внезапно вырисовывается просто образцовый компромисс. Хотя нет такой сделки, которую нельзя испортить.