Новые эпизоды могут появиться в деле лидера хакерской группы «Шалтай-Болтай» уже в апреле 2017 года. Такими прогнозами поделился защитник Владимира Аникеева Хазрет Бижоев. По его словам, за месяц до окончания предельного срока ареста станет понятно, какой статус получат телеведущий Дмитрий Киселев и замруководителя управления внутренней политики Кремля Тимур Прокопенко. Недавно стало известно, что они подали заявления в ФСБ с просьбой признать их потерпевшими.

В четверг Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу адвокатов Аникеева, известного в хакерской среде как Льюис.

Защитники лидера группы компьютерных взломщиков «Анонимный интернационал», или «Шалтай-Болтай», которая прославилась публикацией переписки крупных российских чиновников, просили отменить решение Лефортовского суда Москвы.

Владимир Аникеев находится под стражей с 9 ноября 2016 года. 3 марта районный суд по ходатайству Следственного управления ФСБ ставил его в СИЗО до конца расследования — до 8 мая этого года. Дело в том, что по ч. 3 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) предельный срок нахождения под стражей составляет полгода и следствие намерено не выходить за его рамки, дабы не выпускать хакера на волю. Вместе с Аникеевым по делу проходят Александр Филинов и Константин Тепляков. Всем троим инкриминируют взлом электронной почты переписки некоего сотрудника Сбербанка России Евгения Кислякова. Другие фигуранты также арестованы.

О личном участии в заседании Мосгорсуда Аникеев не ходатайствовал. Не явился на заседание и представитель ФСБ. Прокурор же сразу потребовала закрыть процесс. «В материалах дела содержатся документы, составляющие тайну следствия. Расследование дела пока не завершено, поэтому и разглашение данных сведений может негативно сказаться на расследовании и его результатах», — заявила она.

Доводы защитников Аникеева Руслана Коблева и Хазрета Бижоева о том, что это не является основанием для проведения слушания при закрытых дверях, да и секретные сведения никто не собирается оглашать, на судью Наталью Коновалову не подействовали: она попросила журналистов покинуть зал.

Ранее в суде первой инстанции защита просила перевести Аникеева, который официально прописан в Махачкале, а реально проживал в Киеве, под домашний арест. Для этого защитники даже сняли своему клиенту квартиру в ближнем Подмосковье. Также он был трудоустроен в адвокатское бюро «Коблев и партеры» в качестве советника по информационной безопасности. Защищающий Аникеева Руслан Коблев рассказал Business FM, что расследование дела практически завершено, его клиент, заключивший сделку со следствием, сотрудничает с ФСБ. «Поэтому нет смысла держать человека под стражей, да и вообще нет необходимости в мере пресечения», — отметил юрист. Однако, взвесив доводы сторон, Мосгорсуд оставил решение нижестоящего суда в силе.

Если верить агентству РБК, в деле «Шалтая-Болтая» вскоре могут появиться новые потерпевшие: телеведущий Дмитрий Киселев и замруководителя управления внутренней политики Кремля Тимур Прокопенко. Они якобы уже написали заявления в ФСБ с просьбой признать их таковыми. Однако, по словам Хазрета Бижоева, пока в деле остается лишь один эпизод. Впрочем, защитник не исключает, что новые эпизоды добавят под финал следствия.

По закону не позднее, чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей следствие должно начать знакомить обвиняемого и защиту с материалами дела. Поскольку срок ареста Аникеева истекает 8 мая, то вручить дело для ознакомления защите должны 7 апреля (8 апреля — суббота). В среду Аникееву могут добавить новые эпизоды, выделив перед этим его дело в отдельное производство. «Тогда мы и узнаем, будут ли названные СМИ люди свидетелями или потерпевшими», — сказал защитник. При этом Бижоев отметил, что узнал о планах Киселева и Прокопенко стать потерпевшими от действий хакерской группы лишь из СМИ. «Я с удивлением увидел это в новостях и после этого позвонил следователю», — сказал защитник. По его словам, тот ничего по этому поводу не сообщил.

Он добавил, что сейчас Аникеева допрашивают по другим эпизодам, он дает показания, исполняя досудебное соглашение о сотрудничестве.

Ранее сообщалось, что о намерении сотрудничать со следствием сообщила также пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Впрочем, она заявила, что не собирается просить признать ее потерпевшей. Переписка, якобы принадлежащая Тимаковой, была выложена в Интернет чуть больше двух лет назад. Сообщения, датированные 2004-2015 годами, предлагалось выкупить за 35 тысяч долларов. Вполне вероятно, что Тимакова получит статус свидетеля.

По ч. 3 ст. 272 УК РФ Аникееву грозит от крупного штрафа до 5 лет заключения. Сделка со следствием позволит ему рассчитывать на две трети от максимального срока.