Падет ли Трамп жертвой расследования? Комментарий Георгия Бовта
ФБР расследует два вопроса — о прослушке офисов будущего президента США и якобы помощи России в его победе на выборах. Тем временем американские СМИ вскрывают новые подробности «вмешательства» Москвы
Читать на полной версииФБР копает под президента. Новость о том, что глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон собирается с визитом в Москву в апреле, совпала с началом слушаний в комитете по делам разведки Палаты представителей Конгресса США на тему возможной координации избирательной кампании Дональда Трампа с Москвой. Глава ФБР Джеймс Коми и директор Агентства по национальной безопасности Майк Роджерс давали показания в течение 5,5 часа. Чем это разбирательство грозит Трампу и российско-американским отношениям — в комментарии Георгия Бовта.
В центре внимания первых состоявшихся слушаний в рамках расследования было два вопроса. Первый — обвинения Трампа против администрации Обамы в том, что его офисы прослушивали. Второй — о возможной координации избирательной кампании Трампа с Москвой. Оба не сулят нынешней администрации ничего хорошего.
Обвинения Трампа о якобы установленной за ним слежке и подслушивании было, очевидно, попыткой перехватить информационную инициативу и чем-то перебить продолжающиеся обвинения в том, что ему якобы помогли выиграть выборы Владимир Путин и его хакеры, опубликовавшие компромат на Хиллари Клинтон. История, изложенная в Twitter Трампа, сильно напоминала Уотергейтский скандал, однако оборачивается против него самого. Директора ФБР и АНБ опровергли слова верховного главнокомандующего, то есть главы двух важнейших ведомств, по сути, обвинили президента во лжи и в том, что ему нельзя доверять. Если дальше последуют дотошные разбирательства на эту тему, они могут привести и к уголовному обвинению.
Вторая тема еще «токсичнее». Выяснилось, что ФБР расследует тему вмешательства России в американские выборы еще с лета, с тех пор, когда были обнародованы неприглядные для Клинтон материалы национального комитета демократов. Теперь публикацию увязывают с трехдневным визитом летом в Москву Картера Пейджа, который тогда был советником избирательной кампании Трампа по внешней политике и ранее работал в российской столице инвестбанкиром. С этим же визитом соотносят и внесение изменений в предвыборную платформу республиканцев, откуда исчез пункт с требованием поставок летального оружия Украине.
С Украиной связано имя Пола Манафорта, который тоже тогда был советником Трампа. Будущий президент уволил его еще до осени, когда обнаружились его связи с бывшим украинским президентом Януковичем, которого в Вашингтоне называют не иначе как пророссийским. Газета The Washington Post опубликовала информацию со ссылкой на документы, переданные ей из Украины и свидетельствующие о том, что Манафорт отмывал деньги Януковича и «Партии регионов» через офшор в Белизе. Это делает его объектом уголовного разбирательства, в ходе которого ему будут задавать вопросы не только о Белизе и не только о Януковиче.
И Коми, и Роджерс подтвердили Конгрессу: по их убеждению, представители России пытались повлиять на ход избирательной кампании в пользу Трампа, и теперь даже будет отслежена корреляция между действиями так называемых кремлевских ботов и правоконсервативными СМИ, поддерживавшими Трампа. Вопрос лишь в том, кто падет жертвой расследования — только ли помощники Трампа или и он сам.
Пока утешением Трампу может служить то, что в обеих палатах Конгресса большинство у республиканцев. Они будут определять ход и темп расследования и кого вызывать на слушания в качестве свидетелей. Импичмент президента ударит и по партии, поэтому ему дадут ход только под давлением совсем уж скандальных обвинений и обстоятельств.
Никаких предельных сроков расследование ФБР не имеет: оно может тянуться долго и кончиться ничем, хотя демократы будут стараться дальше разжигать скандал. Также у республиканцев есть своя повестка, которую они хотели бы продвинуть, а не заниматься только «уголовщиной» и «русским хакерами», например, налоговая реформа, которую ждет бизнес, или отмена медицинской реформы Обамы и замена ее чем-то более «республиканским». Что на этом фоне остается совершенно непонятным, так это зачем в такой обстановке Тиллерсону ехать в Москву, ведь все, что он там скажет, может быть использовано против его начальника.