СМИ: взлет разбившегося под Сочи Ту-154 выполнял не член экипажа
По мнению собеседника «Новой газеты», командир разбившегося самолета Роман Волков мог в этот момент выполнять функции второго пилота
Читать на полной версииКомандир экипажа разбившегося под Сочи Ту-154 Минобороны РФ Роман Волков мог во время взлета самолета выполнять функции второго пилота. Такую версию публикует «Новая газета», со ссылкой на эксперта, 10 лет летавшего командиром экипажа Ту-154.
По версии собеседника издания, взлет мог выполнять пилот, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов (например, на Ан-72).
По информации источника издания, на борту находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник, который летал на Ан-72. В Сирию этот пилот летел «то ли для замены экипажа, то ли для его проверки», сообщил собеседник газеты.
«Я предполагаю, что находящийся на борту инструктор мог в Сочи подойти к Волкову и сказать: „Роман, дай взлететь! Что я, не летчик?“ А Волков не смог отказать старшему и по званию, и по должности», — поделился своей версией источник.
По его словам, на взлете один пилот должен держаться за штурвал, а другой — управлять закрылками и шасси. При разбеге воздушного судна на определенной скорости поднимается передняя стойка, и самолет через несколько секунд отрывается от земли.
«На 5—10 метрах должна прозвучать команда «Шасси убрать!». Но эту команду никто не дает. Потому что взлетает не Волков. Шасси по идее должен убрать тот, кто находится в кресле второго пилота. Но он, во-первых, держит штурвал, а, во-вторых, он просто не знает, как на Ту-154 убирается шасси. И тогда колеса начинает убирать Волков. Его правая рука с места командира корабля, тянется убирать колеса и натыкается на ручку управления закрылками, которая ближе к нему. И он по ошибке, тоже не имея именно опыта уборки шасси, поскольку эту операцию всегда выполняет второй пилот, — убирает не колеса, а закрылки. Что дальше происходит? Скорость еще мала, самолет начинает просаживаться. Чтобы не упасть, пилоты начинают тянуть штурвал на себя. Они-то рассчитывают на нормальный взлет, но не понимают, что у них закрылки убраны, и тянут штурвал на себя. Гудит сирена, мигает красная лампочка критических углов атаки», —указывает собеседник издания.
По его мнению, самым простым выходом из ситуации было бы выпустить закрылки хотя бы на 15 градусов и немедленно убрать шасси. Эти действия обеспечили бы подъемную силу, которая помогла бы самолету не упасть. Но это не было сделано, в итоге самолет упал, констатирует источник.
Самолет Ту-154 Минобороны РФ, летевший в Сирию, потерпел крушение 25 декабря 2016 года. На борту находились 92 человека — артисты ансамбля имени Александрова, журналисты и общественный деятель Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.