Праздник в Нидерландах. Наступление популизма на Европу отбито?
Что привело к поражению правого популизма в Нидерландах, могут ли традиционные партии во Франции и Германии вздохнуть с облегчением накануне грядущих выборов?
Читать на полной версииИстеблишмент наносит ответный удар: «голландскому Трампу» не удалось победить на выборах в парламент Нидерландов. Там лидирует партия нынешнего премьера Голландии Марка Рютте. По итогам подсчета большинства голосов, ей удалось занять 33 кресла из 150-ти. Крайне правая Партия свободы евроскептика Герта Вилдерса, которого за эксцентричность и необычную прическу нередко сравнивали с Дональдом Трампом, получила только 20 мест.
Европа празднует победу. Заголовки не отличаются разнообразием: «Рютте удалось отбить наступление ультраправых», «Голландский премьер с легкостью победил националистов» и тому подобное. Результаты правящей партии действительно оказались выше ожиданий: последние опросы давали Рютте на пять-шесть кресел меньше итогового результата, а националистам — на два-три больше. Истеблишмент королевства ликует, рассказывает корреспондент CNN в Нидерландах Атика Шуберт:
«Судя по праздничной вечеринке партии премьер-министра Марка Рютте, это большая победа для них. В победной речи Рютте заявил, что после «Брекзита» и выборов в США именно Нидерландам удалось остановить волну «плохого вида популизма». Поражение Вилдерса может стать отрезвляющей новостью для крайне правых партий во Франции и Германии, которые надеются повторить успех Трампа на предстоящих выборах».
У европейских лидеров, видимо, тоже отлегло от сердца: все наперебой поздравляют Рютте. Франсуа Олланд заявил об «очевидной победе над экстремизмом», глава МИД ФРГ увидел «сигнал против врагов Европы», Жан-Клод Юнкер порадовался выбору «свободы и толерантности».
Недовольны только в Турции: Анкара продолжает распекать Амстердам за запрет на митинги в поддержку турецкого референдума. Глава МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что разницы между голландскими социал-демократами и «фашистом Вилдерсом» нет. При этом турецкий скандал во многом помог Рютте победить, полагает руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер.
Владимир Швейцер руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН «Конечно, Рютте получил шикарный пас от Эрдогана с турецким вопросом, он перехватил у Вилдерса инициативу в жестких мерах и показал, что вполне может выступать как реальный голландский политик. То, что предлагал Вилдерс, это голоса из оппозиции, из подвала, а этот сидит на верхушке, на троне, можно сказать, и он все сделал, и все были довольны».
Ну, не совсем все: по данным газеты Hurriyet, как минимум один из нидерландских избирателей вместо голоса за одну из партий вписал в бюллетень имя Эрдогана. Однако связывать провал националистов исключительно с турецким скандалом ошибочно: рейтинги Вилдерса начали падать еще до нового года. По разным версиям, причиной стало разочарование европейских правых в Трампе или, напротив, адаптация мягких националистических и популистских позиций голландским истеблишментом. Однако о начале конца смещения западного электората вправо говорить преждевременно, говорит корреспондент ТАСС в Гааге Виталий Чугин:
Виталий Чугин корреспондент ТАСС в Гааге «Говорить о том, что это закат популистов, я бы не стал. Сам Вилдерс уже отреагировал достаточно интересным образом: он сказал, что в 2012 году его партия была третьей, в 2017 году его партия вторая, соответственно, в следующий раз он будет первым. По крайней мере, такое обещание он дал своим избирателям. Естественно, когда в Европе был миграционный кризис в конце 2015-го — начале 2016 года, правые уверенно шли на первом месте в соответствии с опросами общественного мнения. Потом уже начались перепады».
Как минимум частично нидерландский истеблишмент обязан своей победой рекордной за три десятка лет явке: на выборах проголосовали более 80% избирателей. Перед «Брекзитом» европейцы не могли представить, перед победой Трампа американцы не могли поверить, а теперь же все поняли, что возможно все и нужно выходить на участки. Хватит ли атмосферы решительности на французские выборы, или же после победы над Вилдерсом европейский избиратель снова расслабится? Узнаем в конце апреля.