Крымские монархисты и электоральные циклы. Комментарий Георгия Бовта
Глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что в России необходима монархия как форма правления. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заметил, что Владимир Путин «прохладно относится» к подобным идеям
Читать на полной версииСергей Аксенов стал уже вторым представителем Крыма, который выступает с монархических позиций. Ранее бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская высказывала схожие идеи и даже заметила, что бюст Николая Второго в Крыму стал мироточить. Специальная комиссия РПЦ это, впрочем, опровергла. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.
Столетний юбилей ликвидации монархии в России вдруг вызвал дискуссии на тему: а не восстановить ли ее вновь. Как водится в нашей политике, когда говорят об истории, не просто подразумевают современность, а еще и посылают некие сигналы в политическое пространство. Тот же Аксенов предпослал тезису о монархии пожелание, чтобы Владимир Путин правил пожизненно. И добавил, что «нам такая демократия, в том виде, как она преподносится западными СМИ, не нужна». «Когда у России есть «внешний враг», демократия — «это лишнее», — утверждает Аксенов.
Любопытно, что еще до Пескова оценку словам Аксенова дал спикер Думы Вячеслав Володин. Заметив, что «каждый может высказывать самые разные точки зрения», он предложил «смотреть в будущее, а не в прошлое». А еще раньше тот же Володин во время расширенного выездного заседания фракции «Единая Россия» неожиданно для многих сделал публичное замечание министру сельского хозяйства Александру Ткачеву, заметив ему, что источником власти в России является народ, а не российское правительство; депутаты — это представители народа. В связи с чем многие заметили, что вообще-то в российской политической практике не очень принято, когда представитель одной госструктуры, если только это не сам президент, отчитывал бы представителя другой. Тем более, когда начальник Ткачева Дмитрий Медведев приболел гриппом. Даже Путин заметил, что, мол, не уберегли Дмитрия Анатольевича.
«К чему бы все это?» — подумали враз современные «пикейные жилеты». А к тому, что правящий класс начал подготовку к президентским выборам 2018 года, и его отдельные представители вовсю посылают в наше немного византийское политическое пространство полузашифрованные сигналы, стараясь со всей чуткостью уловить, что же там «прилетит» в ответ. У того же Аксенова, например, сохраняются непростые отношения с федеральным центром по целому ряду вопросов, наиболее острый из которых — распределение доставшейся от Украины собственности. В этой ситуации высказаться хоть за пожизненное президентство Путина, хоть за его коронацию и при этом еще и лягнуть треклятый Запад, как считается в Крымской «имперской провинции у моря», согласно определению Бродского, если сильно не поможет, то уж точно не повредит.
Кроме того, номенклатура хочет стабильности для себя и для подросших детей, включая тех, которые уже пристроены на неплохие должности или при неплохом бизнесе, аффилированном с государством. Смена режима и правил для таких «бизнес-бюрократических династий» совершенно ни к чему. Отечественный опыт гласит: все перемены только у худшему. Прощупывают и будущий персональный расклад в верхах. Что будет с Дмитрием Медведевым? Случайна ли фраза о том, что его «не уберегли», относящаяся к болезни, но сказанная сразу вскоре после известного обличительного фильма Навального? Какова будет роль того же Вячеслава Володина, который уже заявил о себе как политик, намеревающийся превратить Думу из еще недавно обзываемой «бешеным принтером» в более эффективный и осмысленно работающий законодательный орган? Наконец, политический класс хотел бы знать не только, что будет в 2018 году. Тут как раз все почти понятно, кроме такой мелочи, как будет ли у Путина хоть сколько-нибудь достойный соперник. Но хочется ясности и после 2024 года, когда по конституции истечет последний срок правления избранного президента. Если это будет Путин, ему в 2024 году исполнится всего лишь 72 года. В 2017 году Трампу будет 71, а он — как огурец.
Неужели Путин, если он выиграет в 2018-м, уйдет в 2024 году? В это политический класс не верит и хочет ясности, но пока не дождется. Наш президент не такой человек, чтобы заранее раскрывать свои карты. Что же касается монархии, то, по разным опросам, в России за нее выступают до трети граждан. Цифра при умелой раскрутке или, напротив, «закрутке», может легко как увеличиться, так и устремиться к нулю.