После погромов — санкции: что грозит российским банкам на Украине?
В центре Киева прошли погромы отделений российских финансовых организаций. Позже стало известно, что свои предложения по таким кредитным учреждениям и ограничениям против них представит украинский Нацбанк
Читать на полной версииНацбанк Украины и СБУ в четверг, 16 марта, должны представить предложения по санкциям против российских банков с госучастием. Такое решение было принято на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. Этому предшествовали погромы российских банков в центре Киева. Радикалы с понедельника блокируют центральный офис украинского Сбербанка. Поводом стало признание российской организацией паспортов ДНР и ЛНР неделей ранее.
Первым о том, что нужно закрыть украинскую дочку Сбербанка, заявил на минувшей неделе МВД Украины Арсен Аваков. Нацбанк, в свою очередь, сообщил, что готов инициировать санкции, если подтвердится информация, согласно которой Сбер обслуживает на территории России клиентов с паспортами самопровозглашенных республик. Потом начались протесты радикалов, которые выступают за экономическую блокаду Донбасса. Сначала они пришли к главному офису украинского Сбербанка в Киеве, потом забросали камнями здание «Альфа-банка», хотя капитала российского государства в нем нет.
Российский МИД назвал атаки на российские банки в Киеве «выстрелом в ногу» украинской власти. В Москве предполагают — и, по словам украинских экспертов, небезосновательно — что эти протесты проходят с негласного одобрения властей.
На украинском рынке присутствует в общей сложности пять банков с государственным российским капиталом. Могут ли их закрыть? Говорит экономический обозреватель украинского радио «Вести» Андрей Блинов:
Андрей Блинов экономический обозреватель украинского радио «Вести» «Доля этих банков составляет по активам менее 9%, по вкладам физических лиц — менее 5%. То есть, конечно, можно говорить о том, что в случа,е если будет принято решение о закрытии принудительном этих банков, ликвидации, то встанет вопрос о выплате более чем 20 млрд гривен вкладчикам. Ну и совершенно понятно, что будет огромное количество различных исков, в том числе международные суды, потому что, например, «дочка» Сбербанка наверняка будет требовать, например, в полном объеме вместе со штрафными санкциями взимания своего кредитного портфеля, и это международные суды с очень большой перспективой проигрыша для Украины».
Есть и другое мнение. Власти могут согласиться с закрытием украинских «дочек» российских госбанков, поскольку это никак не отразится ни на экономике, ни на финансах страны. Так считает главный редактор медиагруппа «Завтра», украинский политолог Андрей Томский.
Андрей Томский главный редактор медиагруппа «Завтра» «При условии определенных проблем в экономике такое количество банков просто не нужно для страны. У нас же этих банков сейчас порядка, по-моему, 200 или 150 как минимум. Поэтому из-за того, что какое-то количество банков уйдет, в принципе, для экономики не изменится ничего. Единственное — интересный нюанс — эти банки национализированы, и через них в последний момент могут прогнать какие то определенные деньги для того, чтобы таким образом кто-то наверху мог где-то заработать. Поэтому национализация банков, может быть, даже их полное закрытие — это вполне реальный шаг».
Для Сбербанка и ВТБ, по словам аналитиков, потеря украинского бизнеса не станет критичной. Хуже придется частным российским банкам, если они тоже попадут под раздачу — например, той же «Альфе». Объясняет начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:
Впрочем, пока рано говорить о том, что российские банки будут вынуждены уйти с украинского рынка. Тем временем российские «дочки» иностранных банков начали присматриваться к клиентам из ДНР и ЛНР. Как выяснило РБК, ровно половина из топ-10 таких кредитных организаций готова открывать счета людям с паспортами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Правда, готовность эта больше на словах, считают эксперты. На практике речь можно вести лишь о рассмотрении заявления на открытие счета с неочевидным результатом.