Разгон донбасской блокады: активисты несут потери
«Блокадники» потеряли один из редутов своего штаба. Украинские силовики разблокировали железнодорожную станцию «Кривой Торец» в Донецкой области
Читать на полной версииУкраинские силовики разблокировали один из редутов штаба блокады на железнодорожной станции «Кривой Торец» в Донецкой области. Задержаны около 30 человек, сообщают украинские СМИ.
В операции по снятию блокады участвовали СБУ и Нацгвардия. Как проходил разгон активистов, в эфире украинского телеканала News One рассказал один из организаторов торговой блокады, депутат Верховной Рады Семен Семенченко.
Семен Семенченко один из организаторов торговой блокады, депутат Верховной Рады «Предварительная информация следующая: три часа назад туда прибыли БТР и несколько микроавтобусов, вышли люди, представившиеся сотрудниками СБУ, полковник (фамилию не знаю), майор Атофейчук, кажется. После этого они заявили, что по решению штаба АТО они занимаются проверкой, антитеррористической деятельностью и предложили проверить документы, сказали, что никакого отношения к блокаде это не имеет. Хлопцы очень удивились, потому что их документы проверяют каждый день через все блокпосты, их прекрасно знают все. Но начали документы показывать. После этого предложило СБУ проверить палатки. Проверили палатки. После этого, я так понимаю, предъявили документы на оружие официальное, которое находилось в чехлах, в машине. Его пытались изъять незаконно. Но ребята не дали его изъять. Хлопцы ничего точно не нарушали, и то, что происходит, это циничная, наглая попытка сохранить доходы и Порошенко, и Гройсмана и других. Потому что, судя по всему, уже начали пускать там поезда».
Украинские активисты перекрыли железнодорожное движение с самопровозглашенными республиками в конце января. Они выступали против торговых отношений между Украиной и ДНР и ЛНР. Блокада привела к фактической национализации промышленных предприятий Донбасса, принадлежавших, в частности, украинскому бизнесмену Ринату Ахметову. Кроме того, на Украине действия активистов спровоцировали энергокризис. В феврале правительство ввело в энергетике режим чрезвычайной ситуации.
Почему украинские силовики решились на разгон блокадников? И позволит ли это вернуть статус-кво между Киевом и самопровозглашенными республиками?
Александр Кава глава киевского Центра политического и экономического анализа «Учитывая то, что блокада ограничивала возможности для экспорта угля, который необходим для украинской электроэнергетической промышленности и для украинской металлургии, власть-таки решилась на то, чтобы начать поэтапное разблокирование торговли с неподконтрольными территориями. Просто риски для экономики Украины очень высокие. Я думаю, что в данном случае обходились непрямыми решениями, поскольку в Украине сейчас патриоты имеют довольно высокий рейтинг среди населения, и на прямую конфронтацию представители власти, конечно, идут очень нехотя. Поэтому я думаю, что решения были каких-то второстепенных лиц, а не первых лиц государства, либо там уровня министров. Я думаю, что это коснется, в первую очередь, ключевых позиций, через которые проходила перевозка угля с неподконтрольной на подконтрольную Украине территорию. Я думаю, что активисты добиваться освобождения задержанных товарищей однозначно будут. Ну, полагаю, что на этом их сопротивление и завершится. Я думаю, что отыграть назад эти позиции уже невозможно будет, поскольку это чревато негативным рейтингом для руководства на неподконтрольных территориях Украины».
Есть ли дорога назад в отношениях Украины и ДНР и ЛНР?
Богдан Безпалько замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ «Я думаю, что сейчас, в случае отказа от блокады, можно несколько улучшить отношения и сбить обострение, которое выдалось в последнее время, в частности, уголь пойдет на территорию Украины. В ДНР и ЛНР пойдут деньги. Те предприятия, которые сейчас были под внешним управлением, вероятно, спокойно вернутся к своим собственникам. Тем более что полноценная национализация в ДНР все-таки не проводилась. Перевод под внешнее управление — это несколько другая процедура. Сама по себе проблема Луганской и Донецкой народных республик не исчезнет и рано или поздно приведет к новому обострению. Радикалы, которые блокировали сначала ДНР, потом пытались в Харькове и так далее, тоже никуда не исчезнут. Деградация украинской экономики продолжается. Сейчас в качестве нового объекта радикалы выбрали дочки российских банков, которые работают на финансовом рынке Украины. И вполне возможно, что часть их энергии перейдет в эту сферу».
Тем временем украинский Сбербанк приостановил работу замурованного националистами офиса в Киеве.