Восстановление советских объектов в Афганистане: в чем выгода России?
Кабул попросил Москву о помощи в ремонте и обслуживании 124 объектов, построенных советскими специалистами. По словам замминистра энергетики РФ Юрия Сентюрина, в реконструкции готовы принять участие около 30 компаний
Читать на полной версииКабул просит Москву восстановить советские объекты. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на атташе по торгово-экономическим вопросам посольства страны в Москве Мохаммада Касема, речь идет о 124 объектах, построенных советскими специалистами. Среди них дипломат назвал тоннель Саланг, хлебокомбинат в Кабуле, политехнический университет, авторемонтный завод «Джангалак», а также электростанцию в городе Пули-Хумри.
Многие объекты, которые строились одной страной, обладают определенной спецификой, и их трудно передать какой-либо другой компании или подрядчику. Но многого из того, что построили, уже просто нет, говорит эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.
Дмитрий Верхотуров эксперт Центра изучения современного Афганистана «К ним, например, относится гидроэлектростанция. ГЭС в Афганистане строили разные страны, были советские, американские объекты, и восстанавливают и обслуживают именно те, кто строил. Второй момент: примерно половины, может быть, даже двух третей этих объектов уже фактически не существует, там нечего восстанавливать. Поэтому, думаю, что по большей части надо ставить вопрос не о том, чтобы что-то восстановить, а о том, чтобы строить с нуля. В Афганистане есть моменты, которые весьма интересны, в частности, изобилие полезных ископаемых, которые не тронуты промышленной разработкой. Большой недостаток советского проекта, этих 124 предприятий, в том, что они были построены россыпью и не образовывали какую-то хозяйственную структуру, которая была бы относительно самодостаточной. На мой взгляд, нужно строить комплекс производств, который бы опирался на местные энергетические и сырьевые ресурсы и создавал для Афганистана и российских инвесторов прочную экономическую базу. Это может быть гидроэлектростанция, железная дорога, какой-нибудь крупный рудник по переработке, металлургические предприятия, химия и прочее, от сырья до готовой продукции. Плюс в Афганистане война может идти до тех пор, пока не будут выражены экономические интересы. Как только этот интерес появляется, сразу же подбираются инструменты, чтобы прекратить боевые действия: либо подкупают командиров, либо дают какое-то место в формирующейся экономической структуре, или его просто уничтожают. Самое главное, чтобы был экономический интерес: территория интересная — боевые действия должны прекратиться».
Российскую сторону на переговорах представляет замминистра энергетики Юрий Сентюрин. По его словам, в реконструкции объектов готовы принять участие около 30 фирм. Названия компаний не указываются.
Кабул, в свою очередь, пообещал поддержку российскому бизнесу на уровне президента Ашрафа Гани. Вряд ли в России найдется какой-то рисковый инвестор, особенно частный, готовый пожертвовать своими деньгами, которые могут сгореть в гражданской войне, считает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Аждар Куртов главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований «Российский бизнес очень насторожен, тем более что, в отличие от Советского Союза, мы сейчас не имеем непосредственной границы с Афганистаном, поэтому издержки будут очень и очень серьезными. Эти издержки может преодолеть только какая-то государственная экономическая структура при наличии политической воли. Но здесь возникает множество других проблем: действительно ли эти заверения, которые даются сейчас со стороны афганского правительства, соответствуют действительности? Мы же все в недавнем прошлом были свидетелями того, что афганское руководство прежде всего добивалось прощения огромного долга, который возник у Афганистана перед СССР, и этот долг порядка 11 млрд долларов был фактически прощен, в результате чего через несколько лет после прощения этого долга афганское руководство предпочло экономическое сотрудничество с другими государствами, такими как Китай, Индия. Именно эти страны были допущены к тендерам на разработку наиболее привлекательных железорудных и меднорудных месторождений Афганистана. Мы видели, как сгорали финансовые вливания западных государств, а это многие миллиарды долларов, хотя они были обеспечены присутствием на афганской территории коалиционных сил Североатлантического альянса. А российских военных на территории Афганистана нет. В афганском характере есть не очень приятные черты, когда человек днем работает на предприятиях, линии электропередач, обслуживает их, а ночью эти же самые линии идет и взрывает».
Большинство экспертов считает, что Москва продолжит оказывать ограниченную помощь Кабулу, поскольку это связано с безопасностью в регионе, однако масштабных инвестиций в афганскую экономику ждать не стоит.