«Бунт» Восточной Европы
Саммит Евросоюза в Брюсселе закончился скандалом, который не позволил странам даже принять совместное коммюнике. О чем говорят возросшие разногласия между членами ЕС?
Читать на полной версииСаммит Евросоюза завершился без традиционной совместной фотографии лидеров стран и единого заявления организации. Вместо ожидаемой консолидированной позиции — противоречия между Восточной и Западной Европами. Яблоком раздора стал Дональд Туск, его переизбрали главой Европейского совета — пост, сопоставимый по влиянию с должностью главы Еврокомиссии.
Бывший премьер-министр Польши занимал этот пост с 2014 года. На тот момент он полностью устраивал как польскую сторону, так и европейскую. Но в 2015 году к власти в Польше пришла партия «Право и справедливость» во главе с давним врагом Туска, братом погибшего в авиакатастрофе под Смоленском Льва Качинского Ярославом Качинским. Он обвиняет Туска в коррупции, финансовых махинациях, антипольской деятельности в Брюсселе. Даже к гибели брата, по мнению Ярослава, Туск тоже причастен.
В связи с этим поляки планировали провести рокировку: они выдвинули члена Европарламента Яцека Сарьюша-Вольского главой Совета, но кроме них голосовать за этого кандидата никто не собирался. Премьер-министр Польши Беата Шидло обвинила Берлин в давлении на голосовавших. В ответ Франсуа Олланд заявил, что Польша — самый крупный получатель финансовой помощи из бюджета Евросоюза. На это Беата Шидло заметила, что у ЕС печальные перспективы, если они собираются шантажировать страны, нажимая на финансовые рычаги.
Во что может вылиться конфликт Польши и ЕС и была ли кандидатура Туска так принципиальна, рассказывает доцент Кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Польша также решительно отвергла так называемую идею «Европы двух скоростей», которую активно поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Идея подразумевает, что у каждого члена ЕС будет право присоединяться или нет к интеграционным процессам в союзе. Премьер Польши Беата Шидло сказала, что наличие «разных скоростей» приведет к дезинтеграции ЕС. Возможные последствия конфликтного поведения польской стороны на саммите оценил заведующий отделом страновых исследований института Европы РАН Владислав Белов:
— Сейчас ситуация тупиковая и, по всей видимости, поляки создадут некий прецедент, который мы будем изучать в будущем на страницах учебников.
— Предложение «Европы двух скоростей» действительно может привести к дезинтеграции союза, как об этом говорит польская сторона?
— Идея «Европы различных скоростей» принадлежит Жаку Делору. Это идея 30-летней давности, но по сути ЕС всегда развивался с различными скоростями, особенно после расширения в конце 1980-х, в 1990-е до 2004 года. Поэтому неважно, признает Польша или не признает такую модель. Де-факто она существует.
Восточноевропейский бунт поддержала Венгрия. Скандальный премьер-министр Виктор Орбан не согласился с одним из пунктов проекта декларации, посвященной 60-летию Римского договора. А именно с призывом «гуманно и эффективно» осуществлять процесс миграции в ЕС. Это больной вопрос для венгерских властей, крайне негативно настроенных по отношению к мигрантам.
По словам Орбана, Венгрия либо вовсе не будет обсуждать в Риме миграционный вопрос, либо потребует отдельно вписать в итоговой декларации мнение Будапешта. Хотя еще в сентябре на саммите в Братиславе, так называемая «Вишеградская четверка» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) получила заверение, что миграционная политика этой группы может отличаться от политики ЕС в этом направлении. Так что заявления Орбана носили исключительно популистский характер. Видимо, премьер Венгрии просто решил не оставлять протестующих восточноевропейских коллег в одиночестве.