Кажется, Москва начала отвечать на блокаду Донбасса уже не словами, а поступками. Сначала появилось сообщение о том, что самопровозглашенные ДНР и ЛНР начали поставки угля в Россию, хотя раньше это топливо шло исключительно на Украину. Подтверждение не появилось. Потом пришла другая, уже официальная информация. Крымские власти заявили, что будут принудительно выкупать два керченских завода Рината Ахметова. В Киеве это восприняли однозначно: показательная акция, собственник может смениться и у донбасских, и у луганских предприятий бизнесмена.

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Это отрабатывается, как будет проходить на Донбассе такой лабораторный эксперимент. Затем попробуют эти схемы с выкупом применить к Донбассу, тем более, что тоже говорили — конфисковать не будут, а выкупят по справедливой цене. Вывод какой? Или снимайте блокаду, или будем забирать».

Сами заводы небольшие — трудятся там меньше 2000 человек. Производят стрелки для железнодорожных путей и эмалированную посуду. После присоединения Крыма рабочие жаловались на низкие зарплаты в рублях: 5-6 тысяч, да и те — с задержками, а также просили национализировать предприятия. Но все три года просьбу игнорировали. Зато теперь сложная политическая обстановка пойдет предприятиям на пользу. Заводчанам обещали стабильную зарплату и заказы от РЖД и Минобороны. Не все рабочие разобрались в своих чувствах, рассказала Business FM бухгалтер по учету производства литейного цеха Керченского стрелочного завода Анна Матюшенко.

Анна Матюшенко бухгалтер по учету производства литейного цеха Керченского стрелочного завода «У нас шок на самом деле. Когда мы были на забастовке, мы просили национализировать завод, нам отказали, а сейчас то, что произошло, для нас явилось шоком, все-таки мы не ожидали, поэтому таких эмоций, как были год назад, нет. Неизвестность нас поражает».

Перед 8 марта пришли новости из Сбербанка. Он начал обслуживание клиентов с паспортами ДНР и ЛНР, во всех отделениях. Это было ожидаемо после того, как Москва официально признала паспорта непризнанных республик. На сообщение отреагировал глава МВД Украины Арсен Аваков — потребовал запретить работу «дочки» Сбербанка на Украине. В Нацбанке пообещали инициировать санкции. Хотя не очень понятно, чем виноват «Сбербанк Украина», который является 100-процентной украинской компанией и вливает средства в украинскую банковскую систему. Он, кстати, и сообщил, что не обслуживает паспорта ДНР и ЛНР.

Михаил Погребинский директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии «Продолжение той же линии с блокированием — «Пусть нам будет плохо, но мы создадим дополнительные проблемы ДНР, ЛНР и Путину». У него нервы сдадут, и он даст команду, которая будет легко интерпретирована как выход из минских соглашений. А это только им и надо, чтобы уже закрыть тему минских соглашений, а то их уже достали с Запада — «Вы не выполняете».

Не исключено, что будут не только политические последствия. Рассказывают, что после того, как посыпался банк Коломойского «Приват», клиенты массово переводили средства в Сбербанк — те, кто успели, конечно. «Приват» национализировали, а теперь в Киеве есть повод поднять старую вкусную тему о смене собственника украинского Сбербанка, замечает замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев.

Андрей Суздальцев заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ «Это повод для того, чтобы национализировать российский Сбербанк. Вообще им нравится национализировать там, делить Сбербанк. В принципе, он не лидер на Украине, но очень солидный игрок в банковской сфере. Конечно, аппетиты там большие».

Впрочем, до отъема собственности — что в Донбассе, что в Киеве — дело не дошло и неизвестно, дойдет ли. Стороны, скорее, запасаются козырями. А тяжелее всего приходится Ринату Ахметову, которому, вероятно, понадобится все его политическое влияние, чтобы сохранить активы. В этой карточной игре в первую очередь именно он рискует остаться в проигравших.