Российских моряков освободили из пиратского плена
Инцидент произошел в Нигерии. Business FM узнала у экспертов, почему кораблям запрещено брать на борт вооруженную охрану, и по каким причинам Нигерии не выгодно бороться с пиратством
Читать на полной версииМоряки, захваченные в плен нигерийскими пиратами в феврале, освобождены и находятся в аэропорту Франкфурта. Семь граждан России и один украинец планируют вернуться в Севастополь на следующей неделе, рассказал Business FM уполномоченный по правам человека города Севастополя Павел Буцай:
— Они уже находятся во Франфурте, в Германии. До этого информации никакой не поступало, поскольку это была серьезная операция. Могу точно сообщить, что они находятся в полном здравии и уже позвонили семьям. Хочется поблагодарить руководство немецкой компании Briese Schiffart и наших российских дипломатов.
— За какую сумму удалось освободить моряков?
— Я думаю, что об этом не будет информации.
— Переговоры продолжались с начала февраля?
— Да. По моим оценкам это самые быстрые переговоры, которые были проведены.
— Вы часто сталкиваетесь с такими вещами, с захватом?
— В 2008 году моего сына захватили пираты в Сомали. А в 2010 году тоже в Нигерии был захвачен экипаж, на судне оставался один наш моряк-севастополец. Думали, что пираты его расстреляли, на самом деле он, раненый, сутки вел судно один. Около 10 км, с перебитым ахиллесовым сухожилием и ранением в живот, и он довел судно, которое обслуживало 15 человек, сам. И завел его в порт. Впоследствии немцы называли его «Александр Лео».
— А как-то можно вообще застраховаться от нападения этих пиратов, защититься? Есть ли у моряков оружие?
— По морскому закону никакого оружия на торговых судах нет. И оно запрещено там, поскольку моряки гражданские, и вступать в какие-то баталии небезопасно. Все ведется путем переговоров. В Аденском заливе, который был самый опасный для прохождения, специально нанимается группа охраны. Также есть средства безопасности — колючая проволока обматывается по борту. Но в Нигерии это не так часто происходило, и чем отличаются захваты в Нигерии от сомалийских, — нигерийцы как правило не захватывали судно, а забирали просто экипаж. И в данном случае во время захвата никто не был ранен. Находились они в джунглях. На судне пряталось два члена экипажа: старший механик и еще один офицер. Также известно, что на судне оставили кадета. Вот они втроем довели судно в ближайший порт в Испанию, откуда все прибыли домой на прошлой неделе.
Число нападений пиратов на суда у нигерийского побережья резко возросло в последние несколько лет. В большинстве случаев заложники спустя некоторое время оказываются на свободе. Известны ли примерные суммы выкупа, и почему суда не нанимают охрану, объясняет главный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень» Михаил Войтенко:
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень» «По всем имеющимся очень скудным данным, речь идет о десятках, максимум сотнях тысяч долларов. Все могут позволить себе вооруженный конвой, и мало того, подавляющее большинство судовладельцев, работающих в опасных от пиратов водах, жаждут нанять частную вооруженную охрану. Но не могут. В частности если говорить о водах Нигерии. Почему? Потому что ряд стран, особо, почему-то, тех стран, которые страдают от этого пиратства, категорически против появления в своих водах вооруженных людей какой-то там частной компании. Допустим, она будет известная, вроде как надежная, на это наплевать. Поэтому частная вооруженная охрана возможна в водах Сомали и вблизи Сомали, там нет проблем, там некому протестовать. А вот в водах Нигерии это невозможно, там даже частную охрану пытались подручными средствами вооружить, то есть при полном отсутствии какого либо огнестрельного оружия. Помпового, любого. Вот только холодное оружие. Они даже таких охранников хватали и сажали, вместо того, чтобы бороться, как любит это говорить и делать ООН, с корнями пиратства. Они готовы бороться десятилетиями, только деньги им давай. Они создают фонды, комитеты, группы и подгруппы. Они нанимают специальные исследовательские команды, которые стряпают исследования пиратства. А государству наплевать по большому счету. Просто страдает очень мало людей от этого дела. Там даже не сотни, а десятки людей в год. И что будет государство ввязываться. А требовать надо разработки и принятия соответствующей международной конвенции, которая легализовала бы частную вооруженную охрану на судах. И мало того, чтобы она потребовала от тех стран, где это пиратство и процветает, чтобы они разрешили этой частной вооруженной охране действовать в своих водах. Вот и все, что требуется. И не будет никакого пиратства».
Судно компании-владельца Briese Schiffart было захвачено в начале февраля. В момент атаки огнестрельное оружие по людям и по кораблю не применялось. Вооруженные пираты подобрались на лодке, поднялись на борт, захватили экипаж и ушли в сторону нигерийских берегов.