Обновлено 18:40

В Татарстане банковский коллапс. ЦБ отозвал лицензию сразу у трех местных банков: «Татфондбанка», занимавшего 42-е место в российской банковской системе, «ИнтехБанка» (138-е место) и «Анкор Банка» (233-е место).

Власти республики признают, что это стало неожиданностью. «Что делать? Мы нищие», — пишут в соцсетях клиенты банка. Одни пользователи жалуются, что «плакали их денежки», другие надеются на привлечение к ответственности виновных в падении банков.

ЦБ ввел временную администрацию в «Татфондбанк» еще в декабре прошлого года. Все это время банку, 40% которого принадлежали правительству Татарстана, искали санатора. Все думали, что его найдут, говорит журналист казанской интернет-газеты «Реальное время» Дмитрий Семягин.

Дмитрий Семягин журналист интернет-газеты «Реальное время» «Все зарплатные проекты в «Татфондбанке» и «ИнтехБанке» были переведены в другие банки, то есть там никакой паники уже быть не может среди физлиц как минимум. Временная администрация у «Татфондбанка» действовала с 15 декабря, а у «ИнтехБанка» с 20-х чисел. Соответственно, большинство вкладчиков выплаты уже получили, а все зарплатные проекты были переведены в другие банки. Основная проблема сейчас с юрлицами, которые ждали возвращения своих денег со счетов и депозитов, и сейчас главный вопрос в том, как будет решаться этот вопрос. Вообще сюрпризом это стало для всех: все ждали какого-то решения, но все надеялись на санацию. Огромное количество людей, огромное количество предпринимателей и предприятий сотрудничали с «Татфондбанком», с группой ТФБ, и все ждали положительного решения. О том, что это стало сюрпризом, заявил даже министр экономики Татарстана Артем Здунов. Как он сказал сегодня журналистам, в том числе нашему корреспонденту, он был в полной уверенности, что будет санация, и для всего руководства республики это стало неожиданностью».

Как считают аналитики агентства Fitch, «дыра» была настолько большой, что санация оказалась бы экономически нецелесообразной. Но с отзывом лицензии сразу у трех кредитных учреждений регион лишился четверти банковского сектора, а доверие к банковской системе Татарстана подорвано. Не обеспокоены ли этим в Кремле? На вопрос Business FM ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Традиционно Татарстан — это регион с весьма позитивной динамикой роста, регион, который во многих областях является законодателем и по инновационности, и по производительности бюрократической машины по восприимчивости к нововведениям и так далее, что достаточно высоко ценится. Что касается банков, то действует наш мегарегулятор. Центробанк принимает решения, разумеется, учитывает все необходимое с точки зрения финансовой и банковской стабильности. Здесь сомнений быть не может».

По информации инициативной группы клиентов, денежные средства в «Татфондбанке» держали около 35 тысяч юридических лиц. Ориентировочно это около 60 млрд рублей: в банке «зависли» средства предпринимателей в размере от 300 тысяч до нескольких десятков миллионов рублей у каждого.

Почему «Татфондбанк» не стали санировать, рассуждает банкир, глава Национального резервного банка Александр Лебедев:

Александр Лебедев председатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк» «Было два варианта. Я думаю, посчитали, что санация нецелесообразна, честно говоря, вполне ожидаемо. Значит, правительство Татарстана не предложило адекватных мер поддержки, это же не игра в одни ворота. Правительство Татарстана, наверное, несет ответственность за состояние банка. Я не перестаю повторять, что от 20% до 100% средств из банков, у которых отбирается лицензия, всегда похищаются. Это 800 банков со времени убийства Козлова, это абсолютная аксиома. Поэтому правительству Татарстана надо было просто серьезнее следить, все равно местные власти за пруденциальный надзор в равной степени отвечают вместе с ЦБ, потому что представитель ЦБ всегда тут зависит от местных властей. Правительство Татарстана, видимо, настаивало и всячески упрашивало, чтобы не отзывали. Все упирается в правительство Татарстана. В банковской системе сохраняется серьезная заминированность, и ЦБ делает все что может, это объективно. Мало того, остатки «крыши», которая потворствовала разворовыванию банков, из ЦБ в прошлом году уволены, ФСБ всех разогнали, поэтому все делается по-честному. Тут, как говорится, поживем — увидим, но я бы так не драматизировал ситуацию. У ЦБ есть план. Понятно, что ЦБ находится в просто безвыходном положении. Даже где украдено 20-25%, еще 30% вложены в недвижимость. Мы же все понимаем, какая ситуация в области недвижимости, плюс невозвраты в экономике, кредитный портфель — вот вам три фактора, которые ставят под угрозу добрую половину банковской системы, если не больше. Думаю, что ЦБ держит все это под контролем, обвала не будет».

Набег вкладчиков на банки Татарстана ударил и по небольшому «Анкор Банку», у которого сейчас тоже отозвали лицензию. Среди его бенефициаров числится Андрей Коркунов, создатель известной шоколадной фабрики. 9% банка принадлежат сыну бывшего детского омбудсмена Павла Астахова Антону. В ЦБ объяснили отзыв лицензии тем, что «Анкор Банк» размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал резервов, адекватных принятым рискам.

Главный офис банка находится в Казани. Отделения есть в Москве, Уфе и Чебоксарах. В пятницу стало известно, что наследники ныне покойного бизнесмена Анатолия Сынаха заявили о пропаже 250 млн рублей со счета в «Анкор Банке». Решается вопрос о возбуждении уголовного дела, сообщил Business FM представляющий их интересы адвокат Рубен Маркарьян:

Рубен Маркарьян адвокат «Предприниматель Анатолий Сынах умер в Израиле во время операции. У него остались кое-какие сбережения, и вот часть этих сбережений, довольно внушительная, в виде 260 млн рублей была в «Анкор Банк сбережения». Насколько я знаю со слов моих доверителей, видел я и переписку, то, что Сынах дружил с Коркуновым, который является владельцем «Анкор Банка». И, естественно, как у друга, разместил на депозите эти деньги. Когда Сынах собирался на операцию, он сказал, где и что наследникам нужно искать, какие где деньги. Ну и, соответственно, после того как он умер, они обратились к нотариусу в Москве. Нотариус сделал запрос в «Анкор Банк» в том числе, с просьбой предоставить информацию о деньгах на счете. И оттуда пришла странная справка, что там 5 млн рублей. Потом нотариус сделал еще один запрос, и еще одна пришла справка из «Анкор Банка» о том, что денег там стало 10 млн рублей, что всех сразу заинтересовало: то пять, то десять. После этого наследники обратились непосредственно в банк и попросили предоставить расширенную выписку. Банк не выдал выписку, а отделался таким письмом, что счет принадлежал Сынаху, он умер, и это банковская тайна, ничего не дадим. Естественно, здесь уже подозрения стали совершенно через край, и поэтому заявители обратились в антикоррупционный главк. Только через суд оперативный сотрудник полиции получил разрешение суда на получение этой выписки. Оказывается, деньги были перечислены непонятно когда на фирму, по-моему, «Кредит-финанс». Мы посмотрели в интернете, эта фирма зарегистрирована по адресу массовой регистрации. То есть никаких указаний при своей жизни Сынах на перечисление денег этой фирме не давал, к этой фирме отношения никакого не имеет. Я так понял, это банковская внутренняя проводка была».

В банке «Анкор» ситуацию пока не комментировали. Отзыв лицензии у «Анкор Банка» в ЦБ объяснили тем, что банк размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал резервов, адекватных принятым рискам .