Товарная блокада Донбасса может стать «поперек горла» России
ДНР обещает возобновить торговлю с Москвой, что окажет давление на внутренний российский рынок и повлечет за собой политические последствия. России придется либо кормить Донбасс, либо искать обходные пути для донецкой продукции на Украину
Читать на полной версииВторой этап товарной блокады Донбасса. Глава ДНР Александр Захарченко в эфире российского телевидения заявил, что, если ее не снимут, то через 60 дней Украина фактически перестанет существовать. Украинский премьер Гройсман обратился к активистам, перекрывшим железную дорогу, с крайним аргументом: блокада вынуждает металлургов покупать уголь в России. В ответ радикалы объявили, что перекрывают автотрассы, связывающие юго-восток с территориями, подконтрольными Украине. Транспортное сообщение с Донбассом, вероятно, будет прервано полностью. Товарная блокада вышла из-под контроля и вызывает тревогу теперь не только в Киеве, но и в Москве. Захарченко пообещал, что предприятия украинских бизнесменов, на которых ввели внешнее управление, станут собственностью республики, и Донбасс восстановит потерянные экономические связи с югом России, куда, надо полагать, пойдет продукция из ДНР. В отрасли обсуждать эту тему отказываются, называют ее «токсичной». О возможных рисках поставки продукции Донбасса в Россию рассуждает замглавного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов:
Леонид Хазанов заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» «Они и раньше сюда всю эту продукцию поставляли, но за последние годы предприятия Донбасса сократили свое присутствие на российском рынке, в частности, в связи с девальвацией нашего рубля, который сделал их продукцию более дорогой. Другой вопрос, что если все-таки эта продукция и будет поступать, но в чуть больших объемах, то она тут просто не нужна, и она действительно создаст определенное давление на внутренний рынок».
Разрыв экономических связей между Донбассом и Украиной фактически сводит на нет усилия по возврату ДНР и ЛНР под контроль Киева. Выполнение Минских соглашений становится еще более трудной задачей, а с Минском связаны секторальные санкции. В этом смысле Москве будет выгодно самой возить уголь из Донбасса на территорию, подконтрольную Украине, через тот же Харьков. Это дорого и долго. С другой стороны, до начала товарной блокады производственная логистика была не намного удобнее. Составы с углем пересекали линию соприкосновения, попадали на обогатительные предприятия, оттуда возвращались в Донбасс к металлургам и снова уезжали на Украину с готовой продукцией. Что будет дальше, предполагает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько:
Богдан Безпалько замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ «Я могу предположить, что цепочка просто увеличится, тот же самый уголь или какие-то другие, необходимые для производства ресурсы, будут просто проходить через Россию и по-прежнему поступать на Украину на те же метпредприятия Ахметова. Пока Донбасс торговал углем и получал от этих предприятий деньги, он их мог, соответственно, направлять на свое развитие, на поддержку жизнедеятельности. Сейчас России, видимо, придется тратить ресурсы либо на то, чтобы поддерживать сам Донбасс непосредственно, либо для того, чтобы выстраивать вот эти дополнительные цепочки».
Для Киева товарная блокада сродни динамиту с подожженным фитилем. Покупка угля в России и потеря металлургических предприятий бьет по и без того слабой экономике. Отказ от российского топлива угрожает народными протестами, как только встанут ТЭЦ. На Майдан людей поведут закаленные в боях, вооруженные радикалы, которые уже почувствовали, что власть их по-крайней мере остерегается. На фоне всего этого обращают на себя внимание телефонные контакты между Порошенко и Путиным. По данным СМИ, с начала года украинский президент звонил российскому лидеру четыре раза. Вероятно, идет поиск приемлемого решения. И главный вопрос: что наступит быстрее — стороны найдут точки соприкосновения или на Украине произойдет очередной политический взрыв.