Продуктовые карточки: накормить бедных и не провороваться. Комментарий Георгия Бовта
На пути эффективного применения программы продталонов — целый ряд проблем. Потянут ли программу региональные бюджеты, как отследить реальные доходы граждан, избежать коррупции и монополизации рынка. Стоит ли игра свеч?
Читать на полной версииСогласно недавнему опросу ВЦИОМ, 78% россиян поддерживают идею введения продовольственных талонов, или карточек для малоимущих. Ненужной инициативу назвали лишь 19% опрошенных. Большинство верит, что такая программа окажет еще и поддержку отечественных сельхозпроизводителей (с этим согласны 76%), а также даст возможность малоимущим полноценно питаться (75%). Две трети полагают, что такие продовольственные карты могут быть использованы только на покупку продуктов первой необходимости, но никак не на алкоголь и сигареты.
Самое интересное в этом опросе то, что на получение продовольственных карт и, соответственно, бесплатной еды рассчитывает почти треть россиян. А четверть сказали, что реально испытывают потребность в них. Насчет накормить бесплатно четверть страны — это вряд ли. Для примера: в богатой Америке число охваченных похожей программой «продуктовых талонов», food stamps, составляет более 44 млн человек, или 13% населения страны. В денежном выражении на человека приходится около 125 долларов. При Обаме число получателей food stamps выросло на 10 млн человек. И в ходе избирательной кампании республиканцы обвиняли его в том, что он расплодил иждивенцев. Эту мысль, кстати, и у нас надо бы учесть. Многие любят «халяву».
В России в наиболее развитой форме такая система была внедрена в Кировской области при губернаторе Никите Белых. Малоимущим многодетным семьям перечисляли на специальные карты по 1000 рублей, которые можно было потратить за месяц на продукты местных производителей. В данной программе действительно есть элемент поддержки отечественных сельхозпроизводителей. И о ней говорят уже несколько лет, но безрезультатно. Минпромторг, правда, опять обещал внедрить ее уже в этом году. По идее, по такой программе бедным будут продавать только скоропортящиеся продукты от отечественных производителей. А долгого хранения — не будут, чтобы ими не торговали. Такие продукты могут входить в региональный перечень социально значимых товаров.
Однако на пути эффективного применения программы продовольственных талонов видится целый ряд проблем. Во-первых, ее, скорее всего, повесят на региональные бюджеты, а их возможности по стране отличаются в разы. Притом что продовольственные цены в такие же разы не отличаются. В той же Америке программа food stamps финансируется из федерального бюджета. Во-вторых, у нас толком не налажена эффективная система определения, кто реально беден, а кто беден только «на бумаге», будучи активным работником «теневой экономики». Известно, что в ней работают миллионы, но сколько именно миллионов — никто не знает.
В-третьих, у нас при учете реальных доходов социальные органы даже не пытаются учитывать доходы, которые получают официально бедные люди от своих родственников. Например, пенсионерка с пенсией 9 тысяч рублей может регулярно ездить отдыхать за границей. Потому что ей дочь или сын помогают. Это не значит, что ей надо запретить получать деньги от детей. Но это значит, что ее надо исключить из числа потенциальных претендентов на продовольственную помощь. А вот сын или дочь должны получать налоговые льготы. В-четвертых, неизбежно встанет проблема коррупции. Какие производители и на каких условиях будут допущены к этим поставкам. Если все это будет организовано, как сейчас зачастую проходят тендеры, то неизбежно, хотя и всякий раз удивительным образом будут выигрывать, как говорится, «друзья и близкие кролика». То есть местного начальства. Результат прогнозируем: монополизация рынка и рост цен на продукты если не из ассортимента «для бедных», то для всех остальных.
Можно также предположить, что чиновники вместо налаживания системы учета реальных доходов людей, претендующих на продовольственную помощь, пойдут привычным путем. И следствия будет два. Первое: размер такой помощи будет установлен на нищенском уровне. Второе: чтобы получить право на помощь, заставят пройти «семь кругов бюрократического ада», доказывая, что ты беден. Исходя из того, что только реально стоящий на грани голода человек станет связываться с нашей бюрократией из-за десятка яиц, нескольких килограммов овощей или нескольких литров молока. Остальные, даже если нуждаются реально, плюнут. Хотелось бы, конечно, ошибиться. И надеяться, что хотя бы в этом деле мы догоним и перегоним Америку.