Вице-премьер Ольга Голодец призвала отказаться от традиционной расстановки парт в российских школах. Об этом она заявила на Российском инвестиционном форуме в Сочи. «Для того чтобы формировать проектный подход, групповую работу, чтобы выстраивать команду, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе», — отметила замглавы правительства. Голодец не уточнила, какую именно рассадку она считает оптимальной.

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Московского Центра образования №109 Евгений Ямбург считает, что рассадку в классе действительно стоит менять, однако в стандартном формате тоже есть свои плюсы:

Евгений Ямбург заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Московского Центра образования №109 «В одной ситуации необходимо, чтобы учитель работал у доски, в другой ситуации, когда организуются дискуссии, обсуждение, идет проектная работа, лучше их поставить в круг, и пусть они работают в группах. Этому подходу уже не один десяток лет. Другое дело, что сегодня, я знаю, в Москве для малышей разработаны уникальные парты, очень легкие, с их помощью первоклассники могут мгновенно менять конфигурацию. Это зависит от того, какие цели ставит учитель, потому что это не просто механическая вещь, иначе будет напоминать басню Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Поэтому и конфигурация должна меняться, но это каждый раз решает учитель в зависимости от сценария урока. Если урок идет по освоению нового материала, и такие трудовые уроки тоже нужны, не может все превращаться в сплошную игру, в сплошную проектную деятельность. Здесь очень важно чувство меры».

Ольга Голодец также пояснила, что изменение расстановки в классах на первый взгляд может казаться незначительным нюансом, но на самом деле является важным элементом, который влияет на содержание школьного образования. С вице-премьером согласна директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По ее словам, ведущие по уровню образования страны вовсе отказались от стандартной расстановки парт:

Ирина Абанкина директор института развития образования Высшей школы экономики «Это очень серьезное и глубокое изменение, которое затронуло страны, демонстрирующие сейчас самые высокие результаты, в первую очередь Сингапур, Финляндия. Ребята работают, как правило, в мини-группах, перед ними ставится задача, та или иная цель, у них есть возможность собирать и анализировать информацию, поскольку у каждого есть доступ в Интернет. Учитель дает задание, и, например, в Сингапуре у учителя очень четкие методики и инструкции, как работает группа, он организует работу этой группы, как задаются вопросы другой группе, как организована коммуникация. В этом смысле он модератор процесса обучения в малых группах. И группы обмениваются между собой, если что-то недоделали, берется задание, чтобы они могли его сделать во внеурочное время. В группе возникает распределение обязанностей: кто-то лидер, кто-то занят поиском информации, кто-то анализирует. Все это достаточно интенсивная методика обучения. Группы по четыре-шесть человек сидят вокруг стола. Это может быть совместной лабораторией, обсуждением какого-то вопроса. В этом смысле фронтального урока, когда все сидят за партой, а учитель ведет урок, нет».

Школьные преподаватели и сейчас вправе самостоятельно выбирать рассадку и формат урока, говорит учитель истории и обществознания и права в ульяновской школе имени Героя Советского Союза Чернова Ришат Калимуллин:

Ришат Калимуллин учитель истории и обществознания и права в ульяновской школе имени Героя Советского Союза Чернова «И сегодня в соответствии и с законом «Об образовании», и с федеральным государственным образовательным стандартом каких-то ограничений по изменению конфигурации учебного кабинета, установки мебели нет. Учитель в этом деле свободен, и сегодня творческие учителя всегда используют разные способы расстановки мебели на уроке, чтобы более эффективно овладеть вниманием учащихся. Сегодня многие учителя не только проводят весь урок у доски, но они организовывают взаимодействие учащихся. Сегодня это все возможно, и в этой инициативе я не вижу чего-то революционного. По сути это все можно реализовать, учителя и сегодня это делают. Я думаю, это было, скорее, пожелание основной массе учителей не вести уроки по старинке».

Помимо расстановки парт в школьных классах Голодец коснулась вопроса вложений в образование. По ее словам, эта сфера в России нуждается в серьезном финансировании. «Нам предстоят очень серьезные дебаты на тему, откуда взять деньги», — добавила Голодец.